Рост популярности российского кино — уже не миф

Рост популярности российского кино — уже не миф

Внимание наших зрителей к так называемому российскому «артхаусу» за последние три года заметно выросло.
В 2019 году семь артхаусных картин принесли прокатчикам более 10 млн руб. каждая. Фото: «WdssPr»В 2019 году семь артхаусных картин принесли прокатчикам более 10 млн руб. каждая. Фото: «WdssPr»В 2019 году семь артхаусных картин принесли прокатчикам более 10 млн руб. каждая. Фото: «WdssPr»

Начну с того, что на вопрос: «Почему у нас зрители не смотрят отечественное авторское (артхаусное) кино?», отвечаю: «Если они не смотрят коммерческое российское кино, доля которого упала в 2019 году до 22%, то с какого бодуна они должны отдавать предпочтение нашему фестивальному артхаусу?»

Несмотря на бодрые рапорты Министерства культуры, которое в основном финансирует российские авторские проекты, наши зрители не очень-то спешат нести свои кровные деньги в кинотеатры, которые часто рискуют тем, что вообще ставят в свой репертуар победителей и призеров отечественных и международных кинофестивалей. В сознании нашей публики артхаус ассоциируется со скучным и занудным кино, на которое она, как правило, случайно «забредает» в кинозал.

Творцы такого кино обычно надеются поездить с ним по зарубежным фестивалям, а про зрителя они практически не думают. И многочисленные провалы в прокате своих опусов объясняют тем, что «массовая публика — дура и не доросла до моего шедевра, который ВЕСЬ МИР принял «на ура!». Казалось бы, творцы нашего артхауса потеряли связь со своим зрителем и не понимают, для кого они снимают. Но статистика за последние три года говорит об обратном, хотя сам термин «авторское кино» многие понимают по-разному и по-своему.

В 2017 году только четыре авторских фильма собрали более 10 миллионов рублей каждый, но зато как они «прогремели» в наших кинотеатрах! Лидером того года среди отечественного артхауса стала драма Андрея Звягинцева «Нелюбовь» — 97.7 миллиона рублей. Огромную кассу она заработала и за рубежом благодаря многочисленным наградам наших и иностранных кинофестивалей. Мелодрама Бориса Хлебникова «Аритмия» принесла «маленькому» прокатчику огромные 88.8 миллиона рублей всего лишь в 356 кинозалах. И две другие авторские картины — биографический триллер «Заложники» и криминально-музыкальная драма «Жги!» — собрали на двоих приличные для такого рода кино 38 миллионов рублей.

В 2018 году уже пять представителей артхауса добились зрительского внимания. А показ ретродрамы «Довлатов» был даже продлен по их просьбам в наших кинотеатрах, что позволило фильму Алексея Германа-младшего собрать впечатляющие 122.9 миллиона рублей. Музыкальная черно-белая (!) мелодрама «Лето» о Викторе Цое и Майке Науменко после успеха в Каннах триумфально вышла и в России — 94 миллиона рублей, что позволило ей стать самым кассовым релизом режиссера «не для всех» Кирилла Серебренникова. Среди других заметных работ авторского кино того года могу отметить такие фильмы, как костюмно-историческая драма «История одного назначения» (42.4 миллиона рублей), музыкальная мелодрама «Кислота» (21.9 миллиона рублей) и комедия для взрослой аудитории «Карп отмороженный» (11.7 миллиона рублей).

«Золотой орел» назвал лучшим фильмом «Текст» Клима Шипенко
И, наконец, в прошлом году авторское кино было уже более заметно и «кассово», чем в 2017 и в 2018 годах. Наш зритель обратил внимание уже на семь артхаусных картин, каждая из которых принесла прокатчикам более 10 миллионов рублей. Блокбастер Андрея Кончаловского «Грех» привлек взрослого и подготовленного зрителя (53.5 миллиона рублей), тогда как драматический триллер Юрия Быкова «Завод» смотрели только его поклонники (37.6 миллиона рублей), но это позволило его работе стать самой кассовой в нашем прокате. Пользовались зрительским успехом и три авторские ленты на тему Великой Отечественной войны: это «Сестренка» (27.6 миллиона рублей), «Дылда» (27.4 миллиона рублей) и «Война Анны» (14.9 миллиона рублей). Европейская копродукция, биографическая драма «Юморист» сумела «вытащить из карманов наших зрителей» 21.7 миллиона рублей. Благодаря инвестициям со стороны Романа Абрамовича состоялась и премьера исторической драмы Андрея Смирнова «Француз» (12.7 миллиона рублей).

Говорить о прибыльности и окупаемости нашего артхауса просто не приходится — это прерогатива коммерческого кино. Хорошо, что благодаря Министерству культуры, олигархам и зарубежным инвесторам оно вообще у нас снимается. Все-таки Россия должна быть представлена на крупнейших мировых кинофестивалях, куда попасть представителям нашей страны с каждым годом становится всё труднее и труднее.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>