Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу

Он создал современный киноязык, предвосхитил компьютерную графику, дружил с Чаплиным и Диснеем, его цитировали в собственных картинах Фрэнсис Форд Коппола, Альфред Хичкок, Стивен Спилберг. Сергею Эйзенштейну исполняется 125 лет. О том, на что он шел ради съемок, — в материале РИА Новости.
Дворянин, не ставший архитектором
Выходец из богатой семьи и единственный наследник, Эйзенштейн с ранних лет увлекался фотографией, рисованием комиксов и карикатур. Учился в Петроградском институте гражданских инженеров, состоял в милицейской Нарвской части, откуда его призвали на военную службу. В 1918-м вступил в Красную армию, где строил укрепления, работал техником-строителем, но одновременно играл в спектаклях и ставил их самостоятельно, создавал эскизы декораций. С детства его готовили к карьере архитектора, однако позже он сам говорил: «революция сделала меня художником».
«Я бы никогда не «расколотил» традиции — от отца к сыну — в инженеры. Задатки, желания были, но только революционный вихрь дал мне основное — свободу самоопределения», — писал режиссер в автобиографии.

В кино Эйзенштейн начал с перемонтажа картины Фрица Ланга «Доктор Мабузе, игрок» — в СССР так часто делали с зарубежными кинолентами. В Союзе фильм вышел под названием «Позолоченная гниль».

Первый самостоятельный эксперимент режиссера — новаторская картина «Стачка» 1924 года. Она сразу получила приз на Всемирной выставке в Париже, хотя в России ее приняли неоднозначно.

Кстати, некоторые теоретики кино видят в этом фильме прототип волшебных объявлений из фильмов о «Гарри Поттере». Вероятно, из-за того, какую роль играли газетные вырезки и объявления в ленте Эйзенштейна.

Революционер-новатор
Фильм-легенда, сделавший мастера знаменитым (его собственные слова), — госзаказ к 20-летию революции 1905 года. «Броненосец «Потемкин» снимали без декораций и знаменитых актеров (многие артисты шутили, что теперь они никому не нужны).

Картину не собирались выпускать в прокат, ее делали для показа в клубах и на лекциях. Фильм создавали в сжатые сроки, в Ленинграде из-за туманов не удалось реализовать многое из задуманного, а в Одессе снимали на броненосце — складе плавучих мин.
Но все себя оправдало: после официальной премьеры в Большом театре стало ясно, что 27-летний режиссер придумал и воплотил нечто новаторское — то, что прежде не удавалось никому.
Неожиданные метафоры, необычная композиция кадра, яркий монтажный ритм — все это обеспечило картине успех во всем мире. «Броненосцу» присуждали награды, критики признавали его лучшим фильмом всех времен и народов. И до сих пор включают в рейтинги шедевров кино.

Чарли Чаплин назвал «Потемкина» лучшей картиной в мире, а основатель и первый президент Американской академии киноискусства Дуглас Фэрбенкс говорил, что просмотр ленты стал самым сильным и глубоким переживанием в его жизни.
Знаменитой стала сцена расстрела на Потемкинской лестнице — та самая, где есть кадр с катящейся коляской. Эпизод неоднократно цитировали — Коппола в «Крестном отце», Терри Гиллиам в «Бразилии», Брайан де Пальма в «Неприкасаемых».

Среди других примеров — «Гуд бай, Ленин!» Вольфганга Беккера и даже мультсериал «Симпсоны». В игре со светом в картине «Список Шиндлера» Стивена Спилберга явно чувствуется влияние картин Эйзенштейна, а Хичкок учился у российского мастера в работе с саспенсом.
Кстати, в завершающем трилогию («Стачка», «Броненосец «Потемкин») фильме «Октябрь» Эйзенштейн продолжил смелые эксперименты: впервые показал Владимира Ленина в художественном кино. Так режиссер положил начало «кинолениниане» — всем фильмам, посвященным вождю пролетариата.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>