«Свободные пространства» ‒ так звучит тема Венецианской архитектурной биеннале этого года. В российском павильоне тему раскроют через прошлое, настоящее и будущее железных дорог, связывающих необъятную территорию нашей страны. Репортаж Алии Шарифуллиной.
Комиссар российского павильона Венецианской биеннале Семен Михайловский назначил нам встречу на Казанском вокзале. Говорит, это идеальный антураж для разговора о предстоящем архитектурном форуме. Во-первых, здесь установлен бюст Алексея Щусева. По его проектам были построены и здание вокзала, и павильон России в Венеции. Во-вторых, в этом году выставка в этом самом павильоне будет называться «Станция Россия». Это размышления на главную тему архбиеннале – «Свободное пространство».
«Достаточно широкая тема, для того, чтобы быть свободным в свободном пространстве. Мы взяли тему железных дорог, это становой хребет страны, кровеносная система. Наша задача – преодолевать эти пространства, чем мы и занимаемся всю свою историю», ‒ рассказал комиссар павильона России на Венецианской архитектурной биеннале Семен Михайловский.
Несколько месяцев в мастерских художников и архитекторов работа идет сутки напролет. Все макеты, фотографии, графические работы упакуют и увезут в Венецию. Транспортировка сложная: контейнеры, каждый из которых весит по несколько центнеров, будут везти на грузовиках, затем на барках по венецианским каналам и на тележках к павильону. Выставку «Станция Россия» поделят на пять частей. Одна из них – футуристическая: «Зал ожидания будущего».
«Одна из стен нашей комнаты будет рассказывать о пустотах на вокзалах нашей необъятной родины. Самый большой диск – площадь трех вокзалов в Москве. Здесь мы наглядно можем видеть, как много пустого места, и как его, на самом деле, можно использовать», ‒ пояснил директор «Studio 911» Виктор Крылов.
В центральном зале установят макет Павловского вокзала ‒ конечной станции первой железной дороги Российской империи. Инсталляцию дополнят модели современных вокзалов и проект первой в России.
«Макеты сделаны не как архитектурные макеты, а как художественные произведения. То есть смоделировали мы это так, чтобы простым людям, не архитекторам, было интересно представить это как художественное произведение», ‒ добавил президент Союза архитекторов России Николай Шумаков.
Художник Анатолий Акуе к биеннале пока готовится только мысленно. Свой проект он создаст прямо в павильоне, на 50 квадратных метрах стены появятся его граффити. Для этого из Франции художнику привезут 20 литров краски. Тема железных дорог Анатолию близка. Три года он путешествовал по Транссибирской магистрали. Его работы – о влиянии архитектуры вокзалов на чувства людей.
«Буду стараться думать о том, как бы я переживал, если бы площадь трех вокзалов выглядела так, если бы люди думали об архитектуре и жили бы таким образом, как бы я себя чувствовал, что должно в уме произойти для этого, как бы я себя чувствовал в перенаселенном городе», ‒ размышляет художник.
Российский павильон должен стать местом, наполненным переживаниями и страстями, говорят организаторы. Они хотят показать архитектуру с точки зрения людей, «очеловечить» свободное пространство.
Последние обсуждения