С сегодняшнего дня на волнах «Радио России» будет звучать роман-эпопея Александра Солженицына «Красное колесо» в исполнении автора.
«Этот роман, даже еще не написанный, всегда был величайшей любовью моей жизни», – признавался Александр Солженицын. Отрывки из этой книги он уже однажды начитывал на диктофон, и они звучали в радиоэфире. Но к столетию Великой русской революции эксперимент решили повторить, чтобы напомнить о драматических событиях истории новому поколению слушателей.
Самый длинный месяц в жизни Александра Солженицына. 10 лет – столько Александр Исаевич работал над «Мартом Семнадцатого» – ключевой частью своей эпопеи «Красное колесо». О Февральской революции он писал в изгнании, в Америке, завершил в 1987 году, когда в России снова начались масштабные перемены.
«Он думает: «Господи, опоздал я со своим «Февралем», надо предупредить! Начнется же опять «февраль», похожий на тот, безответственный. Надо предупредить соотечественников, что эйфория свободы – это замечательно, но в ней можно пропустить важные вещи». И мучился: «Как же так, я вот только кончил «Март Семнадцатого», как мне его в СССР доставить – невозможно!»» – рассказывает президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына.
Его не печатали – он решил говорить. Как раз «Голос Америки» предложил почитать в эфире «Красное колесо». Это, к слову, 10 томов. Главный труд своей жизни Солженицын ужал до 20 отрывков по 14 минут, чтобы радиослушатели не упустили самую суть.
Воспоминания современников. Их Александр Исаевич искал и опрашивал всю жизнь – на войне, в тюрьме, в ссылке, за границей. Книги кадетов, генералов, эсеров – в Советском Союзе все это хранилось в спецхране. Солженицын нашел их в США, в хранилищах документов эмигрантов. История собственной семьи – под именем героя Лаженицына автор вывел своего отца.
Хотя «Красное колесо» – роман художественный, каждый исторический факт в нем проверен минимум в двух источниках. Причем, многие стали открытием для слушателей.
«Там инженер Бубликов, который железные дороги захватил, стал ими управлять, и благодаря ему был заблокирован и задержан поезд царский на станции Дно. Если бы не этот Бубликов, могло бы не произойти отречение в тот момент. Или вообще не произойти», – отмечает Наталия Солженицына.
Александр Исаевич был хорошим чтецом – в юности мечтал стать актером. Он начитал на диктофон многие свои сочинения – «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Крохотки», причем в таком качестве, что звукорежиссерам потом почти не потребовалось их редактировать.
«»Красное колесо» Наталия Дмитриевна привезла в большой коробке, где каждая кассета была подписана рукой Александра Исаевича, какие главы конкретно на них записаны, он делал это все тщательно, очень аккуратно», –говорит издатель аудиокниг Владимир Воробьев.
Ту самую запись, сделанную в Америке, Солженицын после возвращения на родину в 1994-м передал на «Радио России». Ее ставили в эфир в 90-е, но с тех пор сменилось поколение. К столетию Февральской революции на «Радио России» снова зазвучит голос Александр Исаевича – 20 ежедневных передач с 20 февраля.
«Оно очень актуально. Как раз там Солженицын ставит вопросы, как такое могло произойти, что из такого сильного государства, из такой могучей машины, такое произошло. И ставит вопросы, можно ли было этого избежать и, в том числе, вопрос: может ли это повториться», – делится директор ГРК «Радио России» Екатерина Щекина.
История, считает Наталия Солженицына, все равно, что карта мореплавателей – места, где корабли гибли, должны быть обозначены.
«Конечно, людям некогда читать, но, по крайней мере, пусть послушают», – говорит Наталия Солженицына.
Последние обсуждения