Режиссер Федорченко о фильме «Дышать»: Я до предела сокращал диалоги

Режиссер Федорченко о фильме «Дышать»: Я до предела сокращал диалоги

Лауреат премии Римского фестиваля «Марк Аврелий будущего», Федорченко верен своему принципу искать пути только нехоженые. Сейчас поиски идут в направлении, которое в наш болтливый век кажется парадоксальным: кино без слов. Фильм «Дышать!» уже почти лишен диалогов. Это 15-минутная новелла в составе международного киноальманаха стран БРИКС «Куда ушло время». Во главе проекта — лауреат Венеции Цзя Чжан Кэ, он же снял одну из новелл. Среди авторов — Уолтер Саллес из Бразилии, Мадхур Бхандаркар из Индии и Джамиль Экс.Ти. Кубека из ЮАР. Название альманаха — первая строчка популярной китайской песни, его сквозная тема — как время и обстоятельства способны круто изменить ход человеческих чувств. И последняя фраза драмы Федорченко: «Я теперь — твое время!» звучала бы загадочно, если бы не удивительная сюжетная коллизия, тоже пришедшая из Китая, но перенесенная на уральскую заснеженную почву. Как рассказал режиссер, в реальности родители несколько лет спасали разбившегося в автокатастрофе сына, собрав из подручных материалов аппарат искусственного дыхания.

Героиня картины медсестра Зина на утлой дрезине возвращается домой в затерянную в снегах хижину, где ждет ее молодой ревнивый муж Назар. Повод для ревности есть: между водителем дрезины и молодухой явно что-то происходит. Сцена ревности разыгрывается коротко, жестко, стремительно и размашисто, почти без слов — как в немом кино, где смысл диалога передан жестом.

Все роли играют актеры «Коляда-театра» Алиса Кравцова, Константин Итунин и Александр Замураев. «Я с этим театром часто общаюсь, мы стали почти родными друг другу и втайне от Николая Коляды я считаю их и своими актерами, — объясняет режиссер. — Сейчас снимаю новый фильм, и снова Костя Итунин в главной роли. Это будет «Последняя милая Болгария» — по мотивам автобиографической повести Зощенко «Перед восходом солнца». Жанр картины Федорченко определяет как «психоаналитический детектив», но рассказывать о ней подробнее отказывается: «Не люблю говорить о будущем». Натурные съемки в Екатеринбурге уже закончены, до конца года планируются съемки в павильоне, а выпуск картины намечен на начало 2019-го. Если, конечно, все пойдет по плану.

Потому что с предыдущим фильмом Федорченко «Война Анны» все планы уже нарушены. Он снят, но законсервирован из-за отсутствия денег, даже запущен механизм краудфандинга (в просторечии — «с миру по нитке…»), и теперь режиссер надеется завершить картину к концу года. И вот в этом фильме, похоже, собирается довести до абсолюта свое стремление к «чистому кино», не замутненному диалогами и прочей словесной шелухой. Это полнометражный монофильм, история шестилетней еврейской девочки, которая оказалась на оккупированной гитлеровцами территории и избежала расстрела только потому, что затаилась в заброшенном камине немецкой комендатуры. В этой роли шестилетняя Марта Козлова, и ей выпала сложнейшая задача нести на себе весь фильм, не произнеся ни слова.

«Мне хотелось обойтись минимумом слов уже в короткометражке «Дышать» из альманаха, — говорит режиссер. — Я до последнего боролся со словами, до предела сокращая диалоги, и вообще эта борьба со словом для меня очень серьезна. В «Войне Анны» я обошелся без слов, ее можно смотреть даже без звука. Я осознанно иду к некоему усилению роли жеста и уменьшению диалогов, к некоторой театральности актерской манеры. И в сценарии, который сейчас пишу, стремлюсь обойтись совсем без слов. При этом все три фильма, над которыми работаю, — «Война Анны», «Последняя милая Болгария» и вот этот не названный сценарий — совершенно разные. По манере, по способам съемки, по актерскому существованию в кадре».

Ловлю собеседника на слове: «Стремление обойтись без слов явно противоречит тому, что вы стали писать пьесы — там без слов уже никак. Что, в планах начать еще одну карьеру — театральную?» — «Может быть, — легко парирует Федорченко. — Я действительно готовлю пакет пьес, которые хотелось бы осуществить в качестве режиссера или продюсера. Из четырех две уже готовы».

Свою громкую международную карьеру Алексей Федорченко начал фильмом «Первые на Луне» о полете русских в космос, который якобы свершился в 30-е годы. Этот «мокьюментари» запутал не только зрителей, но и целый Венецианский фестиваль, решивший, что это и впрямь откопанные режиссером кинодокументы. Теперь он успешно продолжает всех путать: в его фильмографии в КиноПоиске всерьез значится, например, фильм 2014 года «Енотовый город».

«Это всё потому, что я слишком много говорю в интервью. Нет, я не поставил крест на этом проекте, просто другие выскочили вперед — так бывает. Обязательно хочу снять «Енотовый город» — это замечательный сценарий и может быть ни на что не похожий фильм».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>