Дочь монгольского правителя Хайду и праправнучка Чингисхана Хутулун славилась физической силой, высоким ростом и превосходным владением боевыми искусствами. По легенде, она решила выйти замуж только за того, кто сможет победить ее в поединке. А поскольку таких не находилось, она долгое время оставалась незамужней. Хутулун стала прототипом литературного образа принцессы Турандот, которая предлагала мужчинам интеллектуальный реслинг: претендент на ее руку и сердце должен был отгадать три загадки, недогадливых казнили. Оригинальный способ выйти замуж!
Хутулун ходила с отцом в походы и на поле брани не уступала мужчинам. Для монголов это не было чем-то из ряда вон выходящим: женщины умели стрелять из лука, ездить верхом и сражаться в боях. Путешественник Марко Поло долгое время пробыл в этих землях в XIII веке. Хутулун произвела на него такое сильное впечатление, что он описал ее в своей «Книге о разнообразии мира»: «Была она красиво сложена, высокая да плотная, чуть-чуть не великанша!». У нее было 14 братьев, которые и обучили ее боевым искусствам.
Марко Поло писал, что Хутулун готова была выйти замуж только за того, кто одолеет ее в схватке. В случае проигрыша юноша должен был отдать сто лошадей. В общем, табун у девушки был огромный. Когда Марко Поло встретил ее в 1280 г., у нее было уже 10 тысяч лошадей. Финал этой истории точно не известен: то ли Хутулун в конце концов вышла замуж за того, кого полюбила и выбрала сама, то ли она так и умерла незамужней.
По мнению некоторых ученых, эта история – народная легенда, плод вымысла. Другие утверждают, что она аутентична по той причине, что в ней воспеваются главные для степных народов черты и качества – храбрость, гордость, физическая сила и выносливость.
Хутулун стала прообразом знаменитой принцессы Турандот. Ученый Франсуа Пти де ла Круа, работая над биографией Чингисхана, после путешествия по востоку опубликовал книгу сказок и басен. Героиней одной из них была принцесса Турандот («турецкая дочь» или «дочь Турана»), пообещавшая выйти замуж только за того, кто победит ее в поединке. Правда, сражение в сказке было интеллектуальным, а проигравшего казнили. Позже Лесаж написал по этой сказке комическую оперу «Китайская принцесса», а Карло Гоцци – пьесу «Турандот». Позднее Шиллер перевел ее на немецкий («Турандот, принцесса китайская»), Гете поставил ее на сцене в 1802 г., а Пуччини создал оперу «Турандот».
Так история о Хутулун в искаженном виде стала литературным сюжетом и театральной постановкой. В европейском варианте этого сюжета принцесса не хочет смириться с тем, что мужчина может превзойти ее не в физической силе, а в интеллекте, и не готова покоряться мужчинам. Поэтому образ Турандот – плод тюркского фольклора о воинственных женщинах и европейского феминизма.
Именно с древней легендой о Хутулун связывают обычай монгольских борцов надевать рубаху-распашонку с открытой грудью. Таким образом оба противника якобы демонстрируют то, что они – мужчины. А победитель исполняет ритуальный танец, в финале которого разводит руки и медленно поворачивается, демонстрируя грудь. По мнению Дж. Уэзерфорда, это дань памяти великой женщине-борцу в монгольской истории.
Для жителей Монголии Чингисхан – национальный герой, а память о нем увековечена крупнейшей конной статуей в мире.
Последние обсуждения