Кинематографическая премия «Золотой Орел», которая в этом году вручалась Национальной академией кинематографических наук и искусств России в 15-й раз, получилась особенной. Но не только потому, что оценивала фильмы, которые вышли в Год российского кино, что отметил в своем обращении, озвученном в начале церемонии министром культуры Владимиром Мединским, президент РФ: «нынешняя Премия особая… и стать ее лауреатом особенно почетно и ответственно». И не только оттого, что, как отметил Президент Академии и глава Союза кинематографистов Никита Михалков, это юбилейная — 15-я церемония. Когда еще можно было увидеть глав двух наших кинематографических академий — «Ники» и «Золотого орла» — братьев Никиту Михалкова и Андрея Кончаловского, которые с двумя златокрылыми статуэтками (третья сияла в руках Юлии Высоцкой — лучшая женская роль, фильм «Рай»), выходили из зала после церемонии, по-семейному обнявшись, символизируя собой единение многих процессов, которые происходят в отечественном кино?
Андрей Кончаловский, получив второго «Орла» за фильм «Рай» как за лучший (он также был награжден за самую сильную режиссуру), так и сказал со сцены: «Отдельная благодарность от меня, как от президента другой кинематографической премии «Ника» — он не случайно сделал на этом акцент.
В преддверии объявления самых главных призов церемонии на сцену вышли другие два брата — Игорь и Вадим Верники. Они вручали приз в номинации «Лучшая роль второго плана» (среди женщин-актрис ее получила Елена Яковлева — единственная, кто не пел в первой российской караоке-комедии «Самый лучший день», среди мужчин — Сергей Шакуров, сыгравший отца главного героя в фильме «Экипаж»). Братья долго шутили по поводу того, кто же из них самих на первом плане, а кто — на втором, и говорили о том, что в разные времена кто-то из них выходил вперед, кто-то оказывался позади. То же самое можно сказать о двух видных представителях и лидерах нашей кинематографической элиты. В разные времена на первый план выходили Кончаловский и Михалков — и картины, которые они создавали, и академии. Но когда братья стоят рядом, обнявшись и глядя в глаза друг другу — нет лучшего знамения для нашего кинематографа.
Министр культуры Владимир Мединский в своем выступлении также напрямую обратился через кинематографическую аудиторию к зрителям с просьбой поддержать отечественное кино — «проголосовав» за него походом в кинотеатры все семьей. «Голливуд без вашего кинобилета проживет, а вот наш российский кинематограф очень в вас нуждается», — сказал он. И в этом плане премия «Золотой Орел» 2017 года в целом послужила ответом на посыл министра — и отобранными номинантами, и тем, как распределились призы. Хотя элемент неожиданности все же присутствовал.
Главная интрига разворачивалась между «Раем» и «Экипажем» — какой фильм получит приз, как лучший. «Экипаж» — самый кассовый фильм Года Российского кино — был представлен в 10 номинациях и получил пять призов. Номинаций у «Рая» было гораздо меньше — пять. Но главные призы получил именно этот фильм. Тут сошлось все. И то, что эта картина в 2016-м году получила «Серебряного Льва» в Венеции за режиссуру, и то, что она попала в шорт-лист «Оскара», правда, не прошла при этом в окончательную номинацию как «Лучший фильм на иностранном языке». Но нашим киноакадемикам «Оскар» всегда был не указ. Они решали так, как считают нужным, и как более будет понятно в России. В данном же случае признание фильма подтвердилось на всех уровнях — и международном, и внутри страны.
Накануне вручения «Золотого Орла» Андрей Кончаловский получил Европейскую премию толерантности за эту работу. А то, что «Рай» в России признали лучшим именно в день, когда отмечается 72-я годовщина с того времени, как советские войска освободили Аушвиц, — вообще символично для всей мировой общественности. «Сегодня 27 января, День памяти жертв Холокоста. Надеюсь, что наш фильм внёс вклад в то, что это никогда больше не повторится», — сказал со сцены Андрей Сергеевич.
Что ж — следующий проект, к которому пишут сценарий Андрей Кончаловский и Елена Киселева (они же вместе работали над сценарием «Рая» и были также номинированы на «Орла» в категории «лучший сценарий»), будет посвящен Микеланджело. Пожелаем им, чтобы и он обрел такой же отклик — и в России, и в мире. На «Орле» же награду за лучший сценарий получил Юрий Арабов — речь о фильме Николая Досталя «Монах и бес». Несколько ярких выступлений запомнятся после 15-й церемонии вручения «Золотого Орла», и одно из них — именно Арабова, который, после того, как поблагодарил академиков за поддержку нашей «утлой лодочки» в мире самолетов и больших кораблей (он имел в виду фильм «Монах и бес» на фоне «Ледокола» и «Экипажа»), рассказал о реальном состоянии дел в наших региональных кинотеатрах на примере города Кольчугино во Владимирской области, где он сейчас живет: «там никто не слышал о фильме «Монах и бес». Там есть один кинотеатр…и в нем «крутят» совсем другие фильмы». «Мы пустились в реформу, не отработав прокат», — подчеркнул писатель и сценарист, выступая перед теми, от кого зависит будущее российского кино.
Следующий проект, к которому пишут сценарий Андрей Кончаловский и Елена Киселева (они же вместе работали над сценарием «Рая»), будет посвящен Микеланджело
Кульминацией церемонии стало вручение самого почетного приза «За вклад в историю российского кинематографа». Интригу держали до последней минуты — кто именно получит награду. И поколению, которое восхищается британским сериалом «Шерлок», полезно будет узнать в первую очередь, что награду получил российский актер, признанный лучшим Шерлоком Холмсом всех времен и народов — Василий Ливанов. Накануне народный артист России и рыцарь ордена Британской империи получил Орден Почета из рук президента РФ на церемонии вручения государственных наград за достижения в науке, здравоохранении, искусстве и производстве.
«Прошу никого не удивляться, что я при орденах, — сказал хорошо знакомым и таким любимым зрителями голосом Василий Ливанов на «Золотом Орле». — Я уже второй день так. Нужно при каждом удобном случае надевать ордена, пока они, как сказала Фаина Георгиевна Раневская, не превратились в похоронные принадлежности. Я не буду никого благодарить из актёров — режиссёров — родственников. Буду думать, что я это сам заслужил!»
Весьма неожиданным оказался «Орел», полученный в номинации «Лучшая мужская роль» Иваном Янковским за роль Германа в картине Павла Лунгина «Дама Пик». Большинство «киноболельщиков» прочили награду Даниле Козловскому или Петру Федорову. Однако иногда стоит вручать престижные статуэтки, что называется, на пике восхождения карьеры. Тем более что в свое время, в 2004 году, деду Ивана — народному артисту СССР Олегу Янковскому был вручен «Золотой Орел» за работу в картине «Бедный, бедный Павел». Иван в кулуарах сказал, что поставит свою статуэтку дома — рядом с дедушкиной.
Следует подчеркнуть еще одно отличие премии этого года. «Золотой Орел» вручался в трех новых номинациях. За лучшие визуальные эффекты — тут победила команда, обеспечившая их фильму Николая Лебедева «Экипаж», за лучший грим — тут лауреат Елена Фомичева (картина «Дама Пик» Павла Лунгина). А также — впервые оценили короткометражное кино. Среди представленных работ все три были сильны. Но академики отдали предпочтение фильму «Мама» Кирилла Плетнева.
Поскольку все три номинации ввели в соответствии с новыми тенденциями, проявляющимися в нашем кино, нельзя не отметить, что академики понимают важность совместной работы кино и телевидения. Лучшим мини-сериалом (до 10 серий) стала российская версия британского «Лютера» — сериал «Клим». Константин Лавроненко, сыгравший в нем человека-волка (он же следователь), — получил главный приз за лучшую мужскую роль на телевидении. Среди женщин выделили Ольгу Погодину, исполнившую роль легендарной советской дрессировщицы Маргариты Назаровой, и не побоявшейся неоднократно до, во время и после съемок, войти в клетку с хищниками. А лучшим сериалом был назван «Тихий Дон» Сергея Урсуляка. Генеральный продюсер канала «Россия 1» Антон Златопольский во время вручения награды честно признался, с какой опаской каждый раз они берутся за экранизации — поскольку ответственность невероятно большая. Однако, окончив одну работу, тут же приступают к новой. Златопольский намекнул, что скоро зрителей ждет еще одна большая экранизация, но не сказал, какая именно. Рискнем предположить, что речь об «Анне Карениной» Карена Шахназарова — постеры этого фильма встречали на «Золотом Орле» всех гостей, приходящих в легендарный Первый павильон киностудии «Мосфильм».
Так что в ответ на слова министра культуры российские зрители и рады бы «голосовать» рублем и включением каналов за российское кино, лишь бы кинематографисты выпускали качественный и достойный продукт.
Подробно
Полный список лауреатов
Лучший фильм:
«Рай»
Лучшая режиссерская работа:
Андрей Кончаловский — «Рай»
Приз за вклад в историю мирового кинематографа:
Василий Ливанов
Лучший короткометражный фильм:
«Мама»
Режиссер Кирилл Плетнев
Лучшая женская роль в кино:
Юлия Высоцкая — «Рай»
Лучшая мужская роль в кино:
Иван Янковский — «Дама Пик»
Лучшая мужская роль второго плана:
Сергей Шакуров — «Экипаж»
Лучшая женская роль второго плана:
Елена Яковлева — «Самый лучший день»
Лучшие визуальные эффекты:
Студия CGF — «Экипаж»
Лучшая работа художника по костюмам:
Татьяна Патрахальцева — «Дуэлянт»
Лучшая работа художника-постановщика:
Андрей Понкратов — «Дуэлянт»
Лучшая операторская работа:
Максим Осадчий — «Дуэлянт»
Лучшая работа художника по гриму и пластическим спецэффектам:
Елена Фомичева — «Дама Пик»
Лучший монтаж фильма:
Константин Ларченко — «Экипаж»
Лучший сценарий:
Юрий Арабов — «Монах и бес»
Лучшая работа звукорежиссера:
Алексей Самоделко — «Экипаж»
Лучшая музыка к фильму:
Артем Васильев — «Экипаж»
Лучший анимационный фильм:
«Кот и мышь»
Режиссер Наталья Чернышова
Лучший зарубежный фильм в российском прокате:
«Выживший» / Revenant (Двадцатый Век Фокс СНГ)
Лучший неигровой фильм:
«Кровавые бивни»
Режиссер Сергей Ястржембский
Лучшая мужская роль на телевидении:
Константин Лавроненко — «Клим»
Лучшая женская роль на телевидении:
Ольга Погодина — «Маргарита Назарова»
Лучший телевизионный сериал (более 10 серий):
«Тихий Дон»
Режиссер Сергей Урсуляк
Продюсер Антон Златопольский
Лучший телефильм или минисериал (до 10 серий):
«Клим»
Режиссер Карен Оганесян
Продюсер Александр Цекало
Последние обсуждения