Две ноты «Ре-Ми» на нотном стане.Так просто подписывал свои работы Николай Ремизов. Ведущий карикатурист дореволюционного журнала «Сатирикон», первый иллюстратор сказки Чуковского «Крокодил». В год 130-летия со дня рождения художника в Москве открылась посвященная ему выставка. Собиратели этой коллекции передали ее Дому русского зарубежья имени Александра Солженицына.
Этой коллекции могло бы и не быть, говорят исследователи творчества русских художников-эмигрантов Ян и Лариса Вульфины. Случайно увиденная и приобретенная несколько лет назад на одном из аукционов картина «Извозчик» Ремизова и стала отправной точкой изучения судьбы и творчества художника.
«Нам стало интересно, как она была прочерчена и кем, потому что после 17-го года он был вычеркнут из словарей и энциклопедий, и уже в течение ста лет о нем практически ни слова нет ни одной книге», — рассказала куратор выставки Лариса Вульфина.
Николая Ремизова, сына актеров императорских театров, с детства интересовали декорации, костюмы, рисунок. Забытого на Родине художника за рубежом называют одним из ведущих сценографов XX века. «Мэр города Чикаго доверил ему оформить улицу Стейт стрит к рождественоскому карнавалу. До 17-го года он заставлял смеяться всю Россию, а после 17-го он поднял настроение целому мегаполису», — объяснила Лариса Вульфина.
Более 30-ти лет Николай Ремизов участвовал в создании крупных дизайнерских проектов для одной из богатейших женщин Америки, основательницы косметическиой империи Элизабет Арден. Дизайн флакона для её первого парфюма разработал именно он.
«Зная, что Арден любит лошадей, он смог воссоздать этот образ на рекламах и на парфюме, на выставке представлены оригиналы», — рассказал сокуратор выставки Ян Вульфин.
Фотографии, документы — на выставке их много. Теперь это все можно увидеть в первой и пока единсвенной книге о Николае Ремизове «Неизвестный Ре-ми». Исследователи работали со многими архивами — основной хранится в университете Лос-Анджелеса. В этом городе Николай Ремизов прожил большую часть своей жизни, работая в Голливуде арт-директором и художником-постановщиком.
Он сам признавался, что ему пришлась по душе «ненасытность Америки в требовании самого лучшего-в искусстве и жизни, она, по его мнению, «была близка идеалистической русской душе».
Последние обсуждения