На 79-м году скончался народный артист России Альберт Филозов. Педагог ВГИКа, профессор Российской академии театрального искусства, он пробовал себя и в режиссуре, но известен и любим был, прежде всего, как замечательный актёр. Только на кино-счету у него более сотни ролей. А с 1989 года Альберт Филозов служил в театре «Школа современной пьесы». В последний раз вышел на сцену 27 марта.
Своеобразный – инаковый облик с отрешенным взглядом почти прозрачных глаз заведомо определил амплуа Филозова в кино: постороннего, человека в футляре. Недаром его первая роль – иностранца Отто Тальвига в «Сынах Отечества». Потом было больше сотни ролей в кино – фашиствующий изувер в «Тегеране-43», добропорядочный секретарь в «Никколо Паганини», размазня-отец в «Вам и не снилось». Роли в детских фильмах – наставники, отцы, романтики – «Мэри Поппинс», «Черная курица», «Рыжий, честный, влюбленный» – тоже оказались ему впору. Убежденный перфекционист – Филозов, будучи уже известным актером, профессионально обучался музыке и танцам, чтобы сыграть, может быть, единственную роль, где эти умения пригодятся – соседа Ломова в телеверсии популярного спектакля театра «Школа современной пьесы» «А чой-то ты во фраке?». Вообще в театре Филозов был гораздо отважнее, чем в кино, пускался на разные эксперименты. В театре у Анатолия Васильева он сыграл знаковые свои роли – в спектаклях «Взрослая дочь молодого человека» и «Серсо». Его актерский фокус— в незаметной подсветке изнутри, преображающей неброскую внешность и сдержанность манер.
«У Альберта было поразительное свойство. Он изучал, охватывал, задавал мне и Алову вопросы, которые совсем не касались его роли… Но это его интересовало. Он как бы становился соавтором картины. Это жадность узнать все, что есть вокруг этой истории, внутреннее замечательное любопытство», – отметил режиссер Владимир Наумов.
Филозов очень много работал. Вскоре после любой премьеры спрашивал, когда же следующая. Несмотря на тяжелую болезнь, актер продолжал работать, впереди были новые роли. В фильме Владимира Наумова «Тряпичная кукла для пожилой дамы» была для него роль. В конце апреля Филозов планировал выйти на сцену в роли Башмачкина в спектакле Иосифа Райхельгауза «Шинель». Не случилось.
«Он жил правильно, не занимался ерундой. Никогда не разговаривал о вещах, о деньгах, о зарплатах. Мы объездили весь мир с нашими спектаклями и с Филозовым, и приезжая в любой город – в России, в Америке, в Израиле, во Франции – где угодно, рано утром Филозов всегда был либо в храме, либо в музее. Если в ушах наушники, он слушал серьёзную музыку, читал высокую, хорошую литературу», – рассказал худрук теарта «Школа современной пьесы» режиссер Иосиф Райхельгауз.
«На сцене я спасаюсь от всех жизненных неприятностей. Творчество – это высшее проявление счастья нечеловеческого», – размышлял Альберт Филозов о своем актерстве. Он попробовал себя во всех проявлениях профессии: актер, педагог, писал пьесы – его «Душечка» по чеховским мотивам даже шла в антрепризной версии. Как режиссер Филозов воплотил пьесу «Дважды два – пять» со студентами Иосифа Райхельгауза. Ставшему родным театру «Школа современной пьесы» Филозов был предан без малого 30 лет.
«Я знаю Алика более 50 лет, он не только товарищ по сцене, а просто мой брат. Он очень любил секунду времени, в которой он живет. Она для него была материальна. Он понимал, что она неповторима, что она сейчас и больше никогда. Это ощущение жизни в нем было очень мощно», – отметил народный артист России Василий Бочкарев.
На традиционный вопрос «о несыгранном» всегда отвечал, что очень скучает по классике. Хотя до последнего любимым спектаклем называл «Взрослую дочь молодого человека» – постановку Анатолия Васильева по пьесе Виктора Славкина, своеобразный привет поколению шестидесятников.
Прощание с Альбертом Филозовым состоится 13 апреля в 10:00 на новой сцене театра «Школа современной пьесы».
Последние обсуждения