Это сейчас мы любим и интересуемся западной живописью, а там, в свою очередь, ценят наших художников. А вот открыл для Европы русское искусство знаменитый импресарио – Сергей Дягилев. Благодаря ему парижане увидели спектакли в оформлении Врубеля, Коровина, Бенуа, Рериха. К Дягилеву однажды подошёл испанский король и спросил: «А что вы-то делаете в труппе? Вы не дирижируете, не танцуете, не играете на рояле?» Дягилев не растерялся: «Ваше величество, я – как вы. Я ничего не делаю, но я незаменим». В Театральном музее имени Бахрушина открылась выставка «Прорыв. Русское театрально-декорационное искусство».
Никому ранее в голову не могло прийти объединить театральное искусство именно с этим периодом конца XIX – первой половины XX века. Считается, что в конце XIX века оно устарело: художники придумывали скучные однообразные костюмы и декорации. И только Дягилев вместе с авангардистами начала XX века произвели революцию. Изучив большое количество работ, организаторы выставки сделали совсем другой вывод. «Прорыв» в театральном искусстве произошел гораздо раньше.
«Именно театрально-декорационные традиции русского дореволюционного театра и стали тем фундаментом, той платформой, на которой возникли все эти новые течения, без этой платформы их просто бы и не возникло», – отметил генеральный директор ГЦТМ им. Бахрушина Дмитрий Родионов.
У каждого зала – свой цвет стен, он символизирует то или иное направление в театральном искусстве. В первом зале стены окрашены в цвет маренго – это «цвет времени» конца XIX – начала XX века. Здесь представлены работы Серова, Головина и Врубеля.
Теплые фиолетовые цвета – на плакате с балериной Анной Павловой, в эскизах к «Шехерезаде» Серова. Есть и яркие живописные декорации конца XIX века Карла Вальца, художника императорского Большого театра. Дальше в искусство врывается символизм. Он представлен на выставке в синем цвете. В работах Сапунова, Судейкина, Кузнецова преобладают именно эти оттенки. А сразу после этого посетитель попадает в желтый зал – авангарда. На этот цвет куратора выставки вдохновил Малевич и его костюмы к опере «Победа над солнцем». Среди эскизов, которые он создал в 1913 году, есть и половина «Черного квадрата».
«Половина – предтеча «Черного квадрата», как это рождалось в спектакле – мы не знаем. Костюмы, к сожалению, не сохранились, потому что время было тяжелое, костюмы делались практически из раскрашенного картона – то есть это был картон, который клеился, раскрашивался – и спектакль прошел всего два раза», – рассказала главный хранитель музейных предметов Санкт-Петербургского государственного музея театрально-музыкального искусства Татьяна Власова.
Красный зал знаменует искусство революции. Тогда на театральных афишах, которые рисовали Лисицкий, Анненский, Родченко, начали появляться названия постановок, о которых раньше и не слышали.
«Тут уже началась какая-то новая ситуация, в этом красном зале у нас Родченко, костюмы для «Мы» Замятина, Вялов – «Стенька Разин», здесь начинается другая тематика», – показала куратор выставки Светлана Джафарова.
Здесь можно проследить, что давали в одно и то же время в разных театрах, а также же как менялся стиль одного и того же художника на протяжении многих лет. Кураторы не делят театральное искусство на «низкое» и «высокое», представляя афиши даже кабаре и цирков. Эта экспозиция показывает целую панораму русского театрально-декорационного искусства, которое стало свидетелем событий, происходящих в отечественной истории.
Последние обсуждения