Именно здесь, в Выборге, получили первые призы фильмы «Сны» Карена Шахназарова и «Увлеченья» Киры Муратовой, «Особенности национальной охоты» Александра Рогожкина и «Летние люди» Сергея Урсуляка, «Железная пята олигархии» Александра Баширова и «Телец» Александра Сокурова, «Поселение» Сергея Лозницы и «Прогулка» Алексея Учителя, «Бумер» Петра Буслова, «Русское» Александр Велединского и «Шопинг-тур» Михаила Брашинского…
Фестиваль, у истоков которого стояли Савва Кулиш, Станислав Ростоцкий, Микаэл Таривердиев, Марлен Хуциев, и президент фестиваля Армен Медведев, вполне успешно составлял «прогноз на завтра», заметив и восходящие звезды авторского кино, и фильмы, ставшие национальными хитами, и смелые эксперименты известных мастеров. Кстати, зрители успели оценить «выборгский счет». По крайней мере, на шесть фестивальных фильмов билеты распроданы еще до начала киносмотра.
Если говорить о «прогнозе на завтра» нынешнего фестиваля, то среди имен, которые стоит запомнить — Юлия Бобкова. Ее документальная картина «Последний вальс» об Олеге Каравайчуке открыла конкурс неигрового кино. О Каравайчуке, человеке-легенде, композиторе, работавшем с Кирой Муратовой, Ильей Авербахом, Сергеем Курехиным, вундеркинде, впервые вышедшем на сцену Большого зала Московской консерватории в 9 лет и получившем в подарок рояль от Сталина, виртуозе, чьи выступления вызывали скандал во времена учебы в Ленинградской консерватории («пытался использовать фортепьяно в качестве ударного инструмента»), снят не один фильм. Среди самых известных — «Олег и редкое искусство» Андреаса Дуке. Но Юлия Бобкова начала делать фильм не о Каравайчуке, а с Каравайчуком — о Комарове… Почувствуйте разницу.
Собственно, прогулки с Каравайчуком по Комарову, где новые хозяева жизни, привлеченные звучными именами тех, кто здесь жил — от Ахматовой до Шостаковича, отстраивают коттеджи, попутно вырубая старые деревья и окружая себя сплошными заборами, и становятся главным стержнем фильма. Сюжет вполне в духе «Вишневого сада», а экстравагантный тощий остроносый старик в берете может показаться забытым Фирсом, рассказывающим о временах, которые, кроме него, никто не помнит. Но в ходе этих прогулок, рассказов, воспоминаний рождается музыка — «гробовой вальс». «Вальс лучше всего сочинять на кладбище», — говорит Олег Николаевич, прогуливаясь среди могил, многие надгробия которых он помнил еще с детства. Чеховский сюжет начинает приобретать макабрический оттенок. Странный старик все больше походит на музыканта из сказок Гофмана, а в его музыке слышны отзвуки «Полета валькирий» обожаемого им Вагнера…
Рождение музыки оказывается главным сюжетом фильма. Сюжетом трагическим, потому что финал предрешен — кадры похорон Олега Николаевича, умершего 2016, вошли в фильм. Но в музыке смерть не ставит точку. И потому, когда камера поднимается над заснеженной старой дачей, над заливом, чтобы взглянуть на старое Комарово как «души смотрят с высоты на ими брошенное тело», возникает ощущение, что история еще не окончена. Что на дорожках старого поселка вот-вот появится чудесный старик в берете и скажет сердито в ответ на расспросы, как он пишет музыку: «Я просто пишу, и все. Чего ко мне пристали…».
В отличие от «Последнего вальса» Юлии Бобковой, картина Игоря (Гарика) Сукачева «То, что во мне», открывшего конкурс игрового кино, дает скорее неутешительный «прогноз на завтра». Снятый по заказу Первого канала фильм — прокатная версия трехсерийного телепродукта, сделанного в жанре road-movie. В роли «беспечного ездока» — 57-летний певец, композитор и режиссер Игорь Иванович Сукачев. Вдохновившись давней книгой очерков Михаила Михеева «Дорога идет на перевал» (1962) про Алтайский край и республику Алтай, он отправляется на «харлее» по Чуйскому тракту, от Барнаула до границы с Монголией.
Отсутствие внятного сценария ведет к тому, что все смешалось в фильме Сукачева. Дорожная история байкера, несущегося по просторам родины невесть куда и зачем, колеблется между «Мертвецом» Джармуша с его мистической подоплекой и познавательной краеведческой экскурсией с видами на чудные вершины. Столь любимая в Сибири баллада про Кольку Снегирева («Есть по Чуйскому тракту дорога, / Много ездит по ней шоферов, / был один из отважных шоферов/ Звали Колька его Снегирев») в саунд-треке соседствует с брутальными ритмами «Ghost rides in the sky» и горловым пением… В общей невнятной структуре теряются даже самые удачные куски, например, эпизод с бабой Зоей, которая пела в фильме Шукшина «Печки-лавочки».
Возможно, как раз в телевизионном формате фильм будет смотреться более органично — в духе старого доброго «Клуба кинопутешествий». Но в конкурсе игрового кино серьезного фестиваля он выглядит случайной птицей.
Игорь (Гарик) Сукачев, музыкант, режиссер фильма «То, что во мне»:
— Если говорить об истоках этой истории, то для меня она связана с очень давним путешествием на мотоцикле вместе с дочкой по road 66 — главной дороге Америке. Дочери было тогда 5 лет. С нами был проводник, который знал не только места, но и несколько древних языков. Мы заезжали даже в Мексику, были в четырех племенах, куда белым вход запрещен. Когда мы вернулись, решил, что сделаю фильм о дороге 66, нашел американского сценариста… А потом остыл к тому проекту. Решил, что хочу сделать такой фильм о России.
Когда появилась возможность сделать фильм с Первым каналом, я представил синопсис фильма, раскадровку и получил грант от Русского географического общества. На Алтай всегда хотел поехать. Получив грант, в июле посмотрели натуру, а осенью уже начали снимать. В первый же день съемок сломал три ребра. На серпантине, где сорок четыре поворота и очень сильный ветер с песком… Там даже на машине надо очень аккуратно ехать. В общем, дороги там серьезные.
Потом, когда я встретил далай-ламу (в фильме есть эпизод, где он появляется), он на меня внимательно посмотрел и говорит: «У Вас все будет хорошо». Я, помня о сломанных ребрах, ответил: «Да. Я заплатил». Он задумчиво так: «Я знаю». Вот такое кино.
Последние обсуждения