В 1924-1930 годах в Государственном музее изящных искусств (так тогда назывался ГМИИ) за счет перераспределения музейного фонда всей страны впервые был создан художественный отдел. Часть произведений в него передали из Эрмитажа. При этом некоторые шедевры, переехавшие в Москву, имели «пару», которая осталась в Северной столице. Оценить замысел художника (или старинного «дизайнера интерьеров», который поместил полотна вместе) можно в торжественном и немного сумрачном — под стать средневековой живописи — Двенадцатиколонном зале.
— Выставка испанской живописи рождена из нескольких идей. Одна из них — собрать вместе дублеты, двойные произведения, пары картин, которые были разделены при создании картинной галереи Музея изобразительных искусств имени Пушкина, — рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, открывая выставку. — Другая — рассказать о том, как формировались музейные коллекции в советское время.
Выставка рождена из нескольких идей. Одна из них — собрать вместе пары картин, разделенные при создании галереи Музея изобразительных искусств
Само слово «пары» имеет и учетное, и музейное значение, отметил Пиотровский. Пара — это то, что вместе хранится в музее и находится в диалоге. Больше всего обращают на себя внимание «Девочка с корзиной фруктов» (ГМИИ) и «Мальчик с собакой» (Эрмитаж) Эстебана Бартоломе Мурильо. Это парные картины, подчеркивает куратор выставки старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Святослав Савватеев — одного формата, одного жанра, выполненные в одной живописной манере и для одного пространства, что подтверждено документально — Мурильо написал «Девочку» и «Мальчика» для своего друга, торговца шелком из Антверпена Николаса де Омасура.
А вот «Портрет Филиппа IV» (Эрмитаж) и портрет его всесильного первого министра графа Оливареса (ГМИИ) в полный рост — тот самый пример парных картин в интерьере. Они находились в коллекции короля Виллема Второго. Долгое время считалось, что оба портрета написал Диего Веласкес — на самом деле они созданы в мастерской Веласкеса, то есть к ним приложили руку его ученики.
Венцом московской коллекции испанской живописи, представленной в Эрмитаже, по праву является «Архангел Рафаил с епископом Домонте» Мурильо. Картина была написана в 1680 году по заказу каноника монастыря мерседариев в Севилье Франсиско Домонте в связи с его возведением в сан епископа. На полотне — удивительно одухотворенное лицо человека, который действительно жил в XVII веке. Но над ним — поистине светоносный лик посланника Божьего, и эта как будто подсвеченность всего полотна изнутри — особенность живописной манеры мастера.
Хронологически завершает экспозицию «Портрет художницы Лолы Хименес» Франсиско Гойи из ГМИИ, созданный в 1813 году. Эта картина считалась утраченной, поскольку попала в нашу страну в 1945 году, долгое время хранилась в секретных фондах и снова увидела свет в рамках выставки 1995 года «Дважды спасенные… Произведения европейской живописи XIV-XIX веков, перемещенные на территорию СССР из Германии в результате Второй мировой войны». Сегодня она гостит в Эрмитаже. Но только до 7 июня. Затем «столичные жители» отправятся в Москву, а картины из собрания Эрмитажа вернутся на свои места в постоянной экспозиции.
Последние обсуждения