Новая выставка в Музее Льва Толстого посвящена экранизации романа «Война и мир»

Новая выставка в Музее Льва Толстого посвящена экранизации романа «Война и мир»

К 100-летию со дня рождения Сергея Бондарчука в Государственном музее Льва Толстого подготовили выставку. Она посвящена экранизации романа «Война и мир». Станислав Анисимов осмотрел экспозицию.

Рукописи Льва Толстого, представленные на выставке, иллюстрируют «Метод сопряжения». Именно так называл Сергей Бондарчук параллельное представление событий в романе. Именно этот метод он и перенес в фильм, порой объединяя несколько описанных сцен в одном кадре: отсюда и масштабность.

«Всем известно, сколько десятков артистов участвовали в этой работе. Мне кажется, что именно эта эпохальность этой киноэпопеи, она очень похожа на эпохальность. которую задумывал Лев Николаевич Толстой», — заметил директор Государственного музея Л.Н. Толстого Сергей Архангелов.

В сцене Первого Бала Наташи Ростовой было задействовано более 150 человек: актеры и музыканты. Этот эпизод Сергей Бондарчук снял за 25 дублей. Западная пресса назвала танец Наташи Ростовой и Андрея Болконского «одним из самых романтичных моментов в истории кино».

На выставке в Толстовском центре представлены раскадровки этой сцены. Пометки режиссера указывают направление взгляда Наташи Ростовой: ее глазами мы видим бал. Первоначально эту сцену собирались снимать в большом фойе Таврического дворца в Ленинграде, но договориться не удалось. В результате декорации были созданы в одном из павильонов «Мосфильма».

У оператора фильма Анатолия Петрицкого появилось больше пространства для маневров с камерой. Для погружения в атмосферу бала Петрицкий встал на роликовые коньки, а передвигал его среди вальсирующих пар ассистент.

«Вообще Сергей Федорович стремился к тому, чтобы снимать в тех местах, которые описаны Толстым в его романе. Если это Ясная Поляна, то Ясная Поляна. Там было много мест, которые описаны. Но не все можно было снимать в тех местах, которые описаны», — пояснил главный оператор фильма Анатолий Петрицкий.

В селе Теряево под Волоколамском снимался один из самых трудных эпизодов – пожар Москвы. Оператор и ассистенты работали среди полыхающего огня в асбестовых костюмах. На кинокамеры надевались специальные огнеупорные чехлы.

Сжигали вот эту декорацию, построенную недалеко от Иосифо-Волоцкого монастыря. 11 зданий, в том числе и 30-метровая копия Сухаревой башни. На съемках задействовали 6 камер и 5 пожарных команд, которые в случае непредвиденных обстоятельств должны были качать воду из ближайшего озера.

Но на съемках не было ни одного инцидента. Вот только местные жители жаловались : окрестности заволокло едким чёрным дымом.

«Сейчас некоторые экранизации все-таки с современной точки зрения показывают. Что-то добавляют, чтобы было зрителям более понятно. Бондарчук не смотрит на современный контекст, он все-таки идет за Толстым», — рассказала научный сотрудник Государственного музея Л.Н. Толстого Елизавета Алексеева.

На выставке фотографии со съемок сопровождаются иллюстрациями к роману, созданными еще при жизни писателя. Часть экспонатов предоставили киноконцерн «Мосфильм» и Музей-панорама «Бородинская битва»: документальные подтверждения масштабности замысла режиссера.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>