Международный фестиваль «Видеть звук» – масштабный аудиовизуальный проект, который проходит в рамках Московской биеннале современного искусства. Главное в нём – эстетическое осмысление звука в его разнообразных проявлениях. Специальный гость фестиваля – очень известный норвежский Verdensteatret, «Театр мира». Он показывает настоящую фантасмагорию – с визуальными иллюзиями, роботами, кинетическими скульптурами, звуковыми инсталляциями. Спектакль называется «Мост над грязью».
Провода, рельсы, стеклянные призмы, загадочные образы и звуки. Процесс создания этого арт-объекта начался три года назад и продолжается до сих пор. Это попытка поразмышлять о мире, о жизненном пути человека, объединив музыку, свет и новые технологии. Здесь нет деления на пространство сцены и зрительного зала, нет актеров и зрителей.
«Это открытый диалог между художниками, этой конструкцией и зрителями. Это абстракция. И каждый человек может понять её по-своему», – комментирует художник, автор проекта «Мост над грязью» Асле Нильсен.
«Это своеобразный бэкграунд этой работы – мы не задаем какого-то определенного вопроса, не преследуем цели донести до публики что-то конкретное. Зритель сам должен задать их и сам ответить», – поясняет художник, автор проекта «Мост над грязью» Петр Пайхель.
По мнению критиков, «Мост над грязью» перекликается со «Сталкером» Тарковского. В фильме герой ищет дорогу через Зону, а здесь найти свой путь предстоит зрителям.
«Для меня лично «Сталкер» является неким движением через периоды в искусстве. Это своеобразное пересечение пейзажей в метафизическом смысле», – говорит Асле Нильсен.
По мнению куратора фестиваля «Видеть звук» Виталия Пацюкова, визуальная культура сегодня определяет образ нашей жизни, нашей цивилизации. В XXI веке технологическое пространство стало формой человеческого бытия. Более ста лет назад попытка осмыслить эту ситуацию была предпринята Казимиром Малевичем в спектакле-опере «Победа над солнцем». Создатели перформанса «Мост над грязью» попытались выстроить драматургию не конфликта, а согласия.
«Машина не становится отчужденным элементом, машина здесь не агрессивна, а находится в содружестве с человеком – и возникает новый синтез машинерии и художественного образа. Поэтому этот образ нам важен как визуальная культура», – отмечает куратор фестиваля «Видеть звук» Виталий Пацюков.
Почему «Мост над грязью» – ответа нет. Но художники уверены, что это правильное название. Спектакль уже показали в Норвегии, и он имел успех. Теперь авторы проекта ждут отклика взыскательной московской публики.
Последние обсуждения