Исторические картины — хранители культурной памяти о прошлом. Те из них, что написаны по горячим следам событий, особенно ценны, поскольку дают представление о художнике и эпохе.
«Их горе было моим горем»
Полотно «Оборона Севастополя», созданное в период Великой Отечественной войны Александром Александровичем Дейнекой (1899 — 1969), фактически сделало его знаменитым. Картина была написана для выставки «Красная армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками», открывшейся 23 февраля 1943 г. в Москве.
Скорее всего, работа над картиной не заняла много времени. Комитет по делам искусств при СНК СССР в декабре 1942 г. заключил договор с художником. Согласно этому документу, эскиз произведения Дейнека обязан был представить уже к 28 декабря, а окончательный вариант — к 1 февраля 1943 г. Предполагалось, что полотно, написанное маслом на холсте, будет размером 1,5 — 1,8 кв. метра. В качестве гонорара художнику полагалось 20 тысяч рублей1.
Судя по воспоминаниям Дейнеки, замысел большой картины о героизме советских воинов появился у него после поездки на фронт в феврале 1942 г. в район Юхнова, недалеко от Москвы2. Находясь рядом с передовой, он сделал зарисовки к своей будущей графической серии «По дорогам войны». После возвращения художник написал серию акварелей «Москва военная». Он также руководил плакатной мастерской при Московском военном округе и сотрудничал в «Окнах ТАСС»3.
Впервые идея создать полотно именно о Севастопольской обороне возникла у Дейнеки после оставления города советскими войсками в начале июля 1942 г. Сообщение об этом сильно расстроило художника, хорошо знавшего Севастополь и неоднократно в нем бывавшего. Виды города и его жители были представлены на некоторых его довоенных работах. Так в 1932 — 1934 гг. он создал серию «Севастопольских акварелей» и картину «Парашютист над морем». В 1937 г. появилась известная работа «Будущие летчики»4.
Дейнека вспоминал, что этот приморский город он «любил еще по молодым годам, любил его веселых жителей, его синее море, зелень парков, лестницы улиц»5.
О подвиге защитников Севастополя Дейнека мог узнать из сообщений радио и прессы. Широко известной стала история о том, как пятеро краснофлотцев держали оборону в 23 километрах от Севастополя у деревни Дуванкой (ныне — Верхнесадовое). 7 ноября 1941 г. они приняли свой последний бой сначала с 7, а затем с 15 танками. Позднее, 23 октября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР политрук Н.Д. Фильченков и матросы И.М. Красносельский, Д.С. Одинцов, Ю.К. Паршин, В.Г. Цибулько получили посмертно звезды Героев Советского Союза. Приказом командующего Черноморским флотом они навечно зачислялись в списки своей воинской части6.
О времени перед созданием картины Дейнека воспоминал: «В тяжелый 1942 год я вернулся с фронта. Севастополь был захвачен фашистами. В одной немецкой газете я видел страшный снимок. Город-красавец был изуродован. Я представил своих «будущих летчиков», которые тоже встали на защиту родного города, женщин и детей, которые узнали ужас блокады. Их горе было моим горем»7.
Период работы над полотном художнику не запомнился: «Это время… как бы выпало из моего сознания. Я жил одним желанием — написать картину, чувствовал, что она должна быть настоящей, полной сверхчеловеческой напряженностью боя»8.
Сказочные богатыри, вышедшие из моря
Художественный стиль Дейнеки вписывался в концепцию нового романтизма, что проявилось и в картине «Оборона Севастополя». Центральным объектом творчества художника был человек, весь спектр его эмоций, выраженных в различных пластических очертаниях, жестах, силуэтах. «Романтизм Александра Дейнеки следует рассматривать как попытку сгладить конфликт между эстетическим идеалом эпохи, к которой он как художник стремился, и мифотворческим идеалом, который ему навязывал государственный режим»9. В период войны такое противопоставление сглаживается, в жизни появляются настоящие герои, соответствующие романтическому идеалу художника.
На картине предстает эпизод боя на узкой полосе набережной. Матросы-десантники в белых форменках идут в контратаку. Защитники Севастополя, «подобно сказочным богатырям, вышедшим из моря», смело обрушиваются на превосходящего их числом и вооружением врага. В произведении ярко выражена «патетическая экспрессия высшего напряжения битвы»10.
С точки зрения реальных событий, этот бой мог произойти в июне 1942 г., когда немцы прорвались к окраине города у Северной бухты. Но художник создал обобщающий образ войны, без соотнесения с конкретикой.
Главная фигура полотна — изображенный на переднем плане матрос атлетического телосложения со связкой гранат в руках, готовый бросить ее в гущу наступающих немецких солдат. Перед нами воин-богатырь с кровавыми подтеками на мужественном лице, со спокойным бесстрашием ведущий бой за родную землю. Первоначально на эскизе картины эта фигура отсутствовала. Сначала художник рассчитывал сделать центром изображения схватку между матросом и немецким солдатом (изображены на втором плане). Интересно, что для создания образа сильной и мускулистой центральной мужской фигуры Дейнека пригласил знакомую женщину-спортсменку с соответствующим телосложением.
Слева и позади от центральной фигуры матроса наступают его товарищи. Они устремились вперед. В левой части картины представлена фигура моряка с обнаженным торсом и с гранатой в правой руке. Он делает разворот для броска. Другой матрос застыл неподвижно на бегу, сраженный вражеской пулей. Впереди и справа от него начинается рукопашный бой — краснофлотец и немецкий солдат сцепились в смертельной схватке, замахиваясь друг на друга прикладами винтовок. Волна матросов в белых форменках сталкивается с темно-зеленой вражеской волной. Есть убитые и раненые с обеих сторон.
Отрицательные персонажи картины неоднозначны. Вражеские солдаты смело идут рядами в бой. Но за ними нет правды. Фигуры убитых немцев несут определенную смысловую нагрузку. Поза лежащего на переднем плане солдата с окровавленной головой и белокурыми волосами символизирует «горькое прозрение, снизошедшее в час расплаты, чувство вины за содеянное, в протянутых руках убитого словно застыла мольба о пощаде»11.
Фон боя трагичен и тревожен. Художник показал атмосферу кромешного ада. Верх картины занимает темно-красное небо, переполненное огнем и дымом. Белые здания стоят в руинах. Ниже — Черное море в свинцово-сером цвете. Над полуразрушенным городом пикирует «Юнкерс». Его цель — плывущие в бухте советские корабли. С них ведут огонь по немецкому самолету. На набережной стоит подбитый немецкий танк, уткнувшись дулом вниз. Вообще военная техника представлена на заднем плане. Для художника же самым важным было показать столкновение человеческих характеров.
Сюжет картины выстроен в двух планах. С одной стороны перед нами конкретный эпизод Великой Отечественной войны, связанный с обороной Севастополя. С другой, благодаря краскам и оттенкам проступает внутренний смысл полотна — борьба сил света и тьмы12.
Можно различить и античные мотивы в созданных художником образах13. Ведь на месте Севастополя когда-то стоял древнегреческий Херсонес. Советские матросы в белых одеяниях, обороняющиеся на набережной из мрамора, могут ассоциироваться с древнегреческими воинами, которые в далеком прошлом защищали свою высокую культуру от темных враждебных сил.
«Это не лучшее из того, что он написал»
Отзывы в прессе на «Оборону Севастополя» были разнообразными. Авторы одних публикаций превозносили художника за «драматическую эмоциональную выразительность» героических образов14. Другие же, наоборот, подвергали картину критике за «неубедительность» и «абстрактность»15. Сам художник свое творение оценивал так: «Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая. Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины»16.
Вопрос о награждении Дейнеки обсуждался в феврале — марте 1944 г. на нескольких заседаниях Комитета по Сталинским премиям. От секции художников работы Дейнеки представлял И.Э. Грабарь. После просмотра картин в Третьяковской галерее было выдвинуто 25 кандидатов, в том числе и Дейнека со своими творениями «Оборона Севастополя», «Сбитый ас» и «Транспорт восстанавливается».
Грабарь назвал его «мастером», который имеет свой «ясно выраженный, ни на кого не похожий стиль». Но при этом отметил, что на полотне «Оборона Севастополя» лежащая фигура поверженного немца получилась непропорциональной: «короткие ноги при страшно длинном туловище». В то же время выступавшие на заседании режиссеры Ф.М. Эрмлер и А.П. Довженко дали положительную оценку картине17.
Критические замечания в адрес других работ Дейнеки высказали скульпторы В.И. Мухина, С.Д. Меркулов и режиссер Довженко. Поэтому на следующем заседании Комитета из творений художника обсуждалась лишь «Оборона Севастополя». Председатель Комитета по делам искусств М.Б. Храпченко отметил, что картина больше походит на панно или плакат. Директор МХАТа И.М. Москвин подчеркнул незавершенность полотна, которое, видимо, создавалось в спешке. С критикой выступил художник А.М. Герасимов, указывая, что картина, «сильная по темпераменту», к сожалению, содержит много «досадных ошибок». Прежде всего Герасимов обратил внимание на плохо выписанные центральные фигуры: крайний слева матрос, бросающий гранату, имеет верх «великана», а «торс от мальчика»; лежащая фигура немецкого солдата изображена с «ногами от мальчика» и «туловищем от мужика». Писатель А.А. Фадеев выразил мнение многих присутствующих о творчестве Дейнеки и, в частности, о данной картине: «Это не лучшее из того, что он написал. Я его как художника очень люблю, но эту картину я считаю его неудачей». Несмотря на последовавшие затем высказывания режиссеров Довженко и Эрмлера в пользу полотна Дейнеки, большинством голосов художника все-таки исключили из числа кандидатов на премию18.
«Картина сложная по типажу»
Несмотря на то что «Оборону Севастополя» критически восприняли многие участники заседания и не выдвинули на Сталинскую премию, образы этого полотна прочно вошли в культурную память советского общества о войне, ярко демонстрируя ожесточенную борьбу за Севастополь. Репродукции картины разошлись миллионными тиражами, публиковались в брошюрах, книгах, альбомах, учебниках по истории. Советские люди хорошо знали замечательное творение художника.
Критики в Комитете по Сталинским премиям мыслили традиционно и не поняли замысла и новаторского подхода Дейнеки. Он использовал в «Обороне Севастополя» прием масштабного приближения отдельных героев, одновременного сопоставления дальних мизансцен с крупно поданным действием первого плана. Сам Дейнека так охарактеризовал данный подход: «Оборона Севастополя» — картина сложная по типажу, что дало материал для ее фрагментирования. А вообще в данном случае фрагмент дает эстетическую и познавательную пользу, так как приближает к зрителю героев, дает возможность с ними ближе познакомиться, лучше увидеть их черты — это напоминает кино, когда издалека, постепенно к вам навстречу идет человек. Вы видите его как стаффаж, потом как силуэт всей фигуры и, наконец, крупным планом со всем присущим ей характером»19.
Сегодня картина хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, куда поступила в 1949 г. по решению Комитета по делам искусств при Совете министров СССР. До этого момента, кроме выставки в Москве, произведение в 1947 г. экспонировалось вместе с некоторыми другими картинами художника в Вене. Одна из центральных австрийских газет отметила, что в этом полотне Дейнека «показал себя умелым баталистом»20.
Выставочная история «Обороны Севастополя» достаточно разнообразная по своей географии. Если в 1950 — 1980е гг. картина неоднократно экспонировалась на различных выставках только в Москве и Ленинграде, то в 1990-е и 2000-е гг. помимо российских столиц ее вывозили и на зарубежные выставки. Полотно Дейнеки экспонировалось в галереях и музеях Касселя, Праги, Турку, Стокгольма, Иерусалима, Вероны, Нью-Йорка, Бильбао.
Примечания
1. Дейнека. Живопись. М., 2010. С. 133.
2. Александр Александрович Дейнека. Жизнь, искусство, время. Литературно-художественное наследие. М., 1974. С. 322.
3. Ненарокомова И. «Люблю большие планы…». Художник Александр Дейнека. М., 1987. С. 157.
4. Севастополь: Энциклопедический справочник. Севастополь, 2000. С. 178.
5. Александр Александрович Дейнека. Жизнь, искусство, время. С. 161.
6. Архив города Севастополя. Ф. Р-183. Оп.1. Д. 356. Л. 38.
7. Александр Александрович Дейнека. Жизнь, искусство, время. С. 161.
8. Там же.
9. Равинская В.Б. Концепция нового романтизма в отечественной монументальной живописи тридцатых — пятидесятых годов: На примере творчества А.А. Дейнеки. Дисс. на соискание ученой степени канд. искусствоведения. М., 2002. С. 97-98, 108.
10. Суздалев П.К. А.А. Дейнека. Оборона Севастополя. Л., 1967. С. 6, 8.
11. Сысоев В.П. Александр Дейнека // Александр Дейнека. Сб.: в 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 220.
12. Там же. С. 216-217.
13. В творческом арсенале А.А. Дейнеки имелась картина «Амазонки», созданная в 1947 г. на основе его представлений об этом древнегреческом мифе. Кроме того, в его учебном пособии для начинающих художников, изданном в 1961 г., есть раздел «Рисование античной фигуры» (Дейнека А. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование. М., 1961. С. 65-75).
14. На художественной выставке // Правда. 1943. 31.03; Яковлев В. Красная армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками // Труд. 1943. 26.02; Бескин О. Заметки с выставки // Вечерняя Москва. 1943. 08.04.
15. Красная армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками // Красная звезда. 1943. 17.03.
16. Ненарокомова И. Указ. соч. С. 161.
17. РГАЛИ. Ф. 2073. Оп. 1. Д. 9. Л. 3, 33.
18. Там же. Л. 34, 45-46, 199.
19. Сысоев В.П. Указ. соч. С. 217.
20. Дейнека. Живопись. С. 143.
Последние обсуждения