Последний раз Монсеррат-Великая приезжала в Москву в июне 2018 года, уже отметив 85-летний юбилей. Она не могла ходить — на сцену Кремлевского дворца ее вывозили в кресле. И петь она тоже уже не могла. Но старалась много общаться с публикой и шутить. Казалось, синьора Кабалье приехала проститься с Россией…
Сердце великой испанской певицы, чье полное имя Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фольк, остановилась в одной из клиник Барселоны ранним утром 6 октября. Ей было 85 лет.
Кабалье стала знаменитой в одночасье в 1965 году, срочно заменив заболевшую примадонну Мэрлин Хорн в партии Лукреции Борджии в концертном исполнении одноименной оперы Доницетти на сцене «Карнеги-холла». Публика устроила певице двадцатиминутную овацию. И тогда родилась формула, пытающейся в полной мере отразить масштаб этого явления: «Каллас + Тебальди = Кабалье».
Но великолепная каталонка трудно шла к своему первому успеху. Как-то директор одного из оперных театров сказал Монсеррат Кабалье: «Езжайте, барышня, домой, вышивайте платочки и забудьте об опере…». Но, получив заслуженное признание, певица будто нечаянно, сделала за десятилетия своей карьеры для оперного искусства столь много, что мало кто может сравниться с нею за всю 400-летнюю историю оперы — полсотни партий, сотни записей и тысячи выступлений. А также она открыла миру уникальный талант Хосе Каррераса.
Слушая ее чарующе-виртуозное пение невероятной красоты, рождалось ощущение, что петь для нее столь же легко и естественно, как и говорить. Синьора Сопрано, как называют Монсеррат Кабалье у нее на родине, в последнее годы жизни будто мстила ей за всемирную славу и успех. И не только тяжелыми болезнями. Совсем недавно, например, певица пережила домашний арест по обвинению за неуплату налогов. Но и это испытание она перенесла с гордо поднятой головой. В это время она много писала музыку и картин…
В Россию Кабалье часто приезжала, выступала с концертами не только в столицах — Москве и Петербурге, но даже в городах Сибири. Чаще всего это происходило по приглашению Николая Баскова. Ей искренне нравилась пестовать и наставлять молодого тенора, вопреки тому, что он считался enfant-terrible оперы. Она не очень дружила с коллегами, не веря в певческую дружбу, но среди тех певиц, которых она очень любила, были русские Елена Образцова и Наталья Троицкая.
Однажды в 1974 году во время гастролей миланского театра La Scala Монсеррат Кабалье исполнила в Москве «Норму» Беллини на сцене Большого театра. И это выступление было воистину великим, ставшим легендой. Как и вся жизнь фантастической певицы. Теперь ее голос будет звучать не только в многочисленных записях, но и на небесах.
Последние обсуждения