«Не спецэффекты, а люди»: как кино России возвращается к стандартам СССР

«Не спецэффекты, а люди»: как кино России возвращается к стандартам СССР

Российское кино отходит от голливудских шаблонов. Значит ли это, что режиссеры возвращаются к отечественной школе, кто сегодня снимает фильмы «про людей» и какой Голливуд не стоит забывать — в материале РИА Новости.
Отход от Америки
«
«Мы видим, что получает «Оскар» сегодня, мы видим, как он изменился, — сказал режиссер Никита Михалков на брифинге перед открытием 45-го Московского Международного кинофестиваля. — Посылать туда фильмы я лично не вижу смысла, нужно пытаться развивать свое, а не пытаться попасть в тренд. Оглядываться постоянно на кого-то — сейчас мы от этого отучаемся».

Президент ММКФ режиссер Никита Михалков на церемонии открытия 45-го Московского международного кинофестиваля
У художественного руководителя российских программ ММКФ Ирины Павловой собственный взгляд на проблему фильмов, которые снимались с оглядкой на Запад.
«»Мы до голливудских стандартов не дотягивали никогда, — отмечает она в интервью РИА Новости. — Голливуд — это всегда зрелище, включая всех «Гарри Поттеров» и «Властелинов Колец». Военные фильмы, фантастические, антиутопии — тот уровень компьютерной графики нам даже и не снился».

Впрочем, Западу пытались подражать, добавляет эксперт.
«»У нас появилась громадная и никому не нужная плеяда режиссеров, жаждущих международного признания, — рассказывает Павлова. — А что нужно, чтобы понравиться? Чтобы герои вели себя как идиоты или сумасшедшие, и вокруг сплошная чернуха — такой был запрос у фестивалей на показ жизни в России. Подобных фильмов сняли много, их никто у нас не смотрел, но на зарубежных киносмотрах они побеждали».

У российского кино сегодня много путей развития. Один из них — вспомнить наследие кинематографа СССР.
Кино без национальности
Далеко не все современные режиссеры мыслят критериями «голливудских шаблонов» и «советского стандарта». Среди них — автор «Вызова» Клим Шипенко.

Режиссер фильма «Вызов» Клим Шипенко на премьере в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» в Москве
«»Я очень точечно знаю советский кинематограф, — говорит режиссер. — И его преемником себя не считаю. Живу не в стандартах и традициях, а в понятиях «плохого» и «хорошего» кино. Жанрового, зрительского. В разных странах есть примеры как удачных лент, так и неудачных».

Советское кино — разное и хорошее
Нельзя воспринимать советское кино как общий монолитный феномен, единственная цель которого – воспитывать зрителя, отмечает киновед, доцент ВГИКа Татьяна Яковлева.«»У Климова, Тарковского, Гайдая и Хуциева — разный подход, свой почерк, но это авторское кино, которое имело успех у зрителя, — объясняет она. — Существует стереотип, что советские фильмы — обязательно добрые, однако этих режиссеров нельзя просто назвать «добрыми». Они создали традицию тонкого, умного кино — как и Авербах, и Данелия».

Эти советские режиссеры никогда не шли по пути упрощения картины мира, считает Яковлева. Снимая фильмы на тему Великой Отечественной войны, они демонстрировали сложный и трагичный взгляд — как, например, Элем Климов в «Иди и смотри».
«»Создатели таких картин не ставили цель только увлечь или развлечь зрителя, — замечает эксперт. — Не разбавляли ленты о войне приключениями или чем-то увеселительным. На эту традицию умного кино безусловно стоит ориентироваться».

Так ли ужасен Голливуд?
Голливудское кино тоже нельзя считать однородными. Американские фильмы — не только экшн, фантастика и спецэффекты. По словам Татьяны Яковлевой, режиссеры «Нового Голливуда» во многом строили свое творчество, ориентируясь на тенденции европейского авторского кинематографа. Например, Мартин Скорсезе, Френсис Форд Коппола, Питер Богданович.

«
«Возьмем фильм «Крестный отец», — приводит пример Яковлева, — С одной стороны, эта лента — продолжение гангстерского жанра, типичного для кино США. С другой — история о семье, очень личная, рассказанная в авторском стиле».

Автор фильма может использовать какие угодно шаблоны, но не должен становиться их рабом, продолжает Яковлева. Отталкивается ли молодой режиссер от советских традиций или голливудских, его задача — вносить смысл, разрабатывать собственный почерк.

Кто наследник советского кино?
Продолжателем традиции советского авторского кино можно назвать режиссера Владимира Хотиненко, как и его учеников — Александра и Владимира Коттов, считает Татьяна Яковлева. А также — Бориса Хлебникова и Андрея Звягинцева.

Председатель жюри «Кинотавра», режиссер, сценарист Владимир Хотиненко
«»Я помню, когда Звягинцев получал «Золотого орла» за фильм «Возвращение», он благодарил не маму с папой, а Тарковского и Антониони», — напоминает эксперт.

Еще один наследник авторской советской традиции — Александр Сокуров, сам ставший классиком нашего времени.»Кинематограф развлекательный у нас так и не родился по-настоящему, — отмечает Ирина Павлова. — Вот сейчас слепили из того, что было, «Чебурашку», и страна счастливая помчалась смотреть. Придумал свою формулу успеха продюсер Леонид Верещагин: в фильмах «Легенда 17», «Движение вверх», «Чемпион мира» он напомнил стране, как мы умели побеждать при советской власти. Но на этом всю жизнь не простоишь».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>