Нанни Моретти, о котором посол Италии в России господин Чезаре Мария Рагальини сказал, что «последние несколько поколений итальянцев считают его культовым кинорежиссером», впервые приехал в Москву. К словам посла можно добавить, что и в мире к Нанни Моретти относятся так же. Иначе бы он не получил высокую награду — «Пальмовую ветвь» в Каннах за лучшую режиссуру за фильм «Дорогой дневник» (1993 год) и «Золотой глобус» за лучший фильм — за эту же работу. И каждую новую его картину не стремились бы заполучить ведущие международные кинофестивали и прокатчики.
Так было совсем недавно и с фильмом «Моя мама», который в 2015 году показали на многих ведущих киносмотрах мира. Так будет и с его следующей работой, на вопросы о которой Нанни Моретти пока не отвечает — говорит, что находится в поиске сюжета и темы. Но пока итальянский киноклассик представил в московском кинотеатре «Пионер» свои картины (11 фильмов в программе ретроспективы можно посмотреть с 8 по 17 ноября) и провел ряд встреч. Как раз перед лекцией в Посольстве Италии в России с Нанни Моретти поговорила наш обозреватель.
Прежде всего, позвольте поблагодарить за фильм «Моя мама» — я в 2015 году смотрела его на трех фестивалях. Как же так получилось, что за всю свою долгую кинокарьеру вы ни разу не приезжали в Москву? Наверняка были предложения?
Нанни Моретти: Я небольшой путешественник. Меня часто приглашали на московский кинофестиваль, даже в жюри. Но я до нынешнего момента всегда отказывался. И после стольких лет мне показалось, что настал тот самый момент, когда надо приехать в Россию, где я никогда не бывал.
Вы говорите, что вы — небольшой путешественник, но тем не менее раз шесть на Каннском кинофестивале были. Почему выделяете именно его? Может быть, вас погода на Лазурном берегу привлекает?
Нанни Моретти: Франция — это та страна, которая наибольшую важность придает кино. Киноиндустрия, газеты, телевидение, политический класс — все считают, что кино — это важно. Поэтому я очень благодарен и Франции в целом, и, в частности, Каннскому кинофестивалю.
Фильмом «Дорогой дневник», получившим Каннскую «Пальмовую ветвь» за лучшую режиссуру, открылась долгожданная ретроспектива в кинотеатре «Пионер». После показа состоялось общение со зрителями. Что вам запомнилось из него?
Нанни Моретти: После получаса общения пришлось уйти из зала — там должен был начинаться другой фильм. Но в стране, которая очень отличается от моей родной, мне показалось, что публика — очень внимательна.
Если люди не знакомы с вашим творчеством, на какой фильм ретроспективы вы посоветуете обратить им особое внимание?
Нанни Моретти: Нет такого фильма, который лучше других рассказывал бы о моем кино, поскольку каждый отражает мою личную историю и историю Италии в тот момент, когда я над ним работал. И мне кажется (и если это правда, то мне это делает большую честь), что, рассказывая о себе, я одновременно говорил о многих других людях — знакомых и нет — и об их переживаниях тоже.
У вас в Италии есть кинотеатр. Какие фильмы вы в нем показываете?
Нанни Моретти: Фильмы, которые мне нравятся, и которые, на мой взгляд, нуждаются в помощи — чтобы зрители их увидели. Дело в том, что есть люди — их может быть не очень много, но они доверяют моему выбору. И, если видят фильм в программе моего кинотеатра, то обязательно придут его смотреть. Так что это — авторское кино. Со временем бывает, что режиссеры каких-то из этих фильмов становятся очень известными. Но как бы то ни было, это картины, которые мне нравится ставить в программу.
То есть, в основном, это — дебюты, и кинотеатр не рассчитан на коммерческую прибыль?
Нанни Моретти: Нет, если у вас в кинотеатре всего лишь один кинозал, вы автоматически теряете деньги. Я, конечно, был бы не против на этом заработать (смеется), но момент уже упущен. 25 лет назад, когда я открывал кинотеатр, публики было больше, но смены поколений не произошло. Молодые люди, если вообще ходят кино, смотрят совершенно другие фильмы в других кинотеатрах. Например, год назад я поставил «Франкофонию» Александра Сокурова в программу.
Много было зрителей?
Нанни Моретти: Огромного успеха не было — и это я использую эвфемизм.
Что вы думаете о нынешнем итальянском кинематографе? Может быть, видите что-то, что сближает его с российским? Почему сейчас нет такой киноволны, как во времена Федерико Феллини, Тонино Гуэрра и других?
Нанни Моретти: В Италии, к сожалению, очень слабая дистрибуция современного российского кино. И меня это печалит, потому что, как зрителю, мне очень любопытно что за кино снимают в России. И, конечно, если современное кино сравнивать с эпохой Феллини, Росселини и Висконти — ясно, что из такого сопоставления трудно выйти победителем. И важным в этом сравнении с той эпохой является и тот факт, что и кинематограф, и кинотеатры потеряли свою центральную роль в культурной жизни человека.
Что заняло это место?
Нанни Моретти: Не знаю. Некоторые утверждают, что сериалы. Но это может быть и Интернет, и многие другие вещи. Об этом следовало бы спросить у представителей более молодого поколения.
Сериалы действительно качественно изменились. Не было ли у вас желания снять сериал и более тесно работать с телевидением?
Нанни Моретти: Нет. Я в общем-то ничего не имею против. Но проблема в том, что сериалы снимаются такими темпами, которые никак не соответствуют моим рабочим ритмам — мне нужно больше времени, чтобы снимать. Когда я смотрю некоторые сериалы — а я их смотрю — мне кажется, что в них важнее сценаристы и актеры, чем режиссеры.
Тем не менее, вас называют итальянским Вуди Алленом, а он, как известно, пробует себя в сериалах. Вам, кстати, нравится такое сравнение?
Нанни Моретти: Разумеется, мне это приятно. Но только, пока я снимаю один фильм, Вуди Аллен снимет пять. Так что и наши с ним ритмы не совпадают.
Последние обсуждения