Накануне своего юбилея Михаил Сеславинский рассказал о «мягкой силе» культуры

Накануне своего юбилея Михаил Сеславинский рассказал о «мягкой силе» культуры

Михаил Сеславинский — исследователь книжной культуры, библиофил, государственный и общественный деятель с большим стажем. На заре 1990 годов он участвовал в создании всех фундаментальных законов о культуре в российском парламенте. Много лет Михаил Вадимович также занят собирательством и писательством. Накануне его 60-летия мы встретились в штаб-квартире Национального союза библиофилов — вспомнили перестройку и 1990-е, поговорили о поэзии Цветаевой и русских художниках книги в эмиграции, про застарелые и современные проблемы культуры.

«Лебединый стан» в самиздате

— Михаил Вадимович, один из художников Серебряного века Павел Кузнецов помнил свою жизнь с трехлетнего возраста через воспоминание о весеннем солнце и стал одним из самых солнечных мастеров начала ХХ века. А вы когда осознали себя человеком литературы? Тоже в детстве?

— Конечно. Такой философский парадокс: чем дальше мы от детства, тем ближе к нему. Мне постоянно снится родной город Дзержинск Горьковской, ныне Нижегородской области, который невозможно было переименовать, потому что раньше он назывался рабочий поселок Растяпино. Дзержинцы не хотят называться растяпинцами. Мне снится наша родительская квартира в Дзержинске. Я — типичный представитель провинциальной интеллигенции. Папа — адвокат, мама — преподаватель, трехкомнатная квартира и шесть книжных шкафов. Я рос в мире книг. Это были и эстетическая визуальная нагрузка, и манифест воспитания и взросления. Я подростком составил список собраний сочинений, которые у нас были дома, их оказалось шестьдесят.

— То есть на вас повлияла не какая-то конкретная книга, а сама обстановка наполненного литературой дома?

— Да, это была книжная вселенная. У нас на полках были и детские книжки, и взрослые, сохранились антикварные книги моего деда, но что-то отец покупал и сам. У папы была трудная судьба. В 1942 году в Горьком он остался без родителей, ему было 17 лет. Элементарно нечего было есть, у него была вторая степень инвалидности из-за истощения. При росте 182 сантиметра он весил 47 килограммов. Ему приходилось менять дедушкины книги на пшено. А дедушка был партийным работником в сфере просвещения, учился в Петербургском психоневрологическом институте. В одном потоке с ним учился знаменитый искусствовед Эрих Федорович Голлербах. Позже, когда отец стал на ноги, он начал собирать книги и даже их переплетать, что спустя годы стал делать и я. Отец дружил со знаменитым библиографом Львом Михайловичем Турчинским, автором библиографии русской поэзии ХХ века. Лев Михайлович был переплетчиком. Они ходили по галантерейным магазинам в Горьком и выбирали ткань для переплета книг. Должно быть, это было анекдотическое зрелище. Два молодых человека заходят в магазин ткани и на глазах у изумленной публики начинают перебирать ситец, бархат, крепдешин. И после долгого обсуждения заявляют: «Вот этого нам отрежьте — 40 сантиметров». Это при том, что меньше метра в таких магазинах не отрезают. Представлю глаза продавщицы. (Смеется.)

У меня сохранилось раннее издание «Евгения Онегина» Готье с иллюстрациями Соколова в таком переплете. И еще несколько книжек, переплетенных Львом Турчинским, с которым я подружился, когда уже приехал в Москву.

ЭКСЛИБРИС МИХАИЛА СЕСЛАВИНСКОГО. ХУДОЖНИК ИРИНА ЕВСТРАТИЙ.
— Когда вы оканчивали школу, перед вами не стоял вопрос, куда поступать?

— Я оканчивал физико-математическую школу, она мне очень много дала. Эти советские провинциальные учителя — фантастические люди. Они создали очень теплую атмосферу в классе и давали нам знания разных направлений. Из 36 человек в классе 35 поступили в вузы с первой попытки. Но было мало вариантов для гуманитария, каким я себя тогда уже осознавал. В итоге я поступил на исторический факультет Горьковского государственного университета имени Николая Лобачевского.

— Вы рассказывали в одном из прошлых интервью «МК» о том, что первый свой политический поступок совершили, как раз будучи студентом. Вы нарисовали стенгазету, где процитировали стихи Марины Цветаевой, которая в тот момент была еще персоной нон-грата. Это так?

— Не то чтобы это был политический поступок, скорее юношеская бесшабашность и влюбленность в поэзию. Тогда я погрузился в мир поэзии Серебряного века, часто ходил в областную библиотеку, брал — и с большим трудом — сборники Андрея Белого, Цветаевой, Мандельштама. У моей знакомой художницы Аси Феоктистовой в семье были машинные перепечатки, в том числе Цветаевой. И я оттуда перепечатал «Лебединый стан» и сделал свою самиздатовскую книгу, которую переплел в мастерской. Кстати, за этими переплетными мастерскими следили. 1982 год — 90-летие Марины Цветаевой. Я соорудил стенгазету на ватмане по этому поводу. И там процитировал стихотворение из «Лебединого стана» — самое невинное. Но оно посвящено Сергею Эфрону и заканчивается строками: «Я помню ночь и лик пресветлый/ В аду солдатского вагона./ Я волосы гоню по ветру,/ Я в ларчике храню погоны». И эти погоны меня и выдали. Два дня я с гордостью наблюдал, как девочки переписывали в блокнотик стихи из стенгазеты, а потом она исчезла. Через какое-то время выясняется, что мое персональное дело разбирается партбюро факультета.

— Вас вызвали на ковер?

— Нет. Меня спас кто-то из профессуры.

— А были случаи, когда студентов отчисляли за подобное?

— Дураков делать нечто подобное, кроме меня, не было. Это все-таки не Москва, а полузакрытый город Горький. Вот такая история случилась у меня с поэзией Серебряного века.

ФИЛЬМ «ЧАСТНОЕ ПИОНЕРСКОЕ» ПО МОТИВАМ СБОРНИКА РАССКАЗОВ МИХАИЛА СЕСЛАВИНСКОГО.
Политклуб «Перестройка»

— Вы выбрали политику или политика вас? Вас туда занесло ветром перестройки, когда все были включены в события, или вы осознано хотели заниматься государственными делами?

— По натуре я старший пионервожатый. Я был секретарем школьного комитета комсомола. С удовольствием возился с детьми, когда была пионерская практика. Был задействован в разных общественных организациях. А когда началась перестройка, я организовал политклуб с таким же названием. Я тогда работал преподавателем на кафедре общественных наук филиала Горьковского политехнического института. Меня поддерживал и горком комсомола. Всем хотелось какой-то свежести. Все приветствовали ветер перемен, потому что хотелось воздуха свободы, но никто не дул — не брал на себя миссию в провинциальном городе поддерживать эти новые веяния. На наши мероприятия клуба «Перестройка» ходило много людей. А перед выборами народных депутатов РСФСР меня призвали в армию — офицером. Сейчас я понимаю, что этот опыт дал мне лидерские качества. Я служил в 30 километрах от дома, в Мулине. А в это время проходят предвыборные собрания, и коллектив Дзержинского филиала Горьковского политического института выдвигает меня кандидатом в народные депутаты РСФСР. К тому моменту я уже три года проработал на кафедре, меня там хорошо знали.

— А так можно было: выдвигаться на государственный пост, проходя службу в армии?

— Оказалось, что да. Мне дали отпуск на три месяца, чтобы я провел предвыборную кампанию. Я вышел во второй тур вместе с первым секретарем Дзержинского горкома КПСС. И выиграл.

В Москве открылась выставка одной из первых профессиональных художниц России

— Это было для вас неожиданностью?

— Это было время, когда открылось окно возможностей. Так было не только со мной. Помню, как я начал работать в комиссии по культуре Верховного совета. Бытовая подробность: выходим из поезда №37 Горький — Москва и на перроне слышим объявление: «Народные депутаты РСФСР, прибывшие из города Горького, пройдите в депутатский зал, вас ожидают». Нас там действительно ожидали. Поселили в гостинице «Россия» с видом на Кремль. С одной стороны, в политике тогда были жуткие баталии — тут шахтеры с касками бастуют, там коммунисты на демократов нападают. А потом депутаты приходят в гостиницу «Россия» и живут обычной бытовой жизнью: вместе выпивают, одалживают друг у друга 3 рубля до получки, ходят вместе с буфет. И, несмотря на внешнюю политическую бурю, внутричеловеческие отношения со всеми участниками событий были неплохие. Как раз тогда мы начали создавать законодательство о культуре. На тот момент был только Закон об охране памятников культуры РСФСР 1978 года. В итоге были разработаны и приняты «Основы законодательства о культуре», законы об авторском праве и смежных правах, о ввозе и вывозе культурных ценностей, о библиотечном деле. Словом, весь массив законодательства о культуре, которое работает по сей день

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>