На экранах — датская сенсация «Еще по одной»

На экранах — датская сенсация «Еще по одной»

Под ликующий клич «Еще по одной!» люди обычно спиваются. Режиссер-коммерсант из этого зрелища сделал бы уморительную, с его точки зрения, комедию в духе «Горько!» и нашел бы понимание в массах сочувствующих. Датчанина Томаса Винтерберга интересуют материи более сущностные. Уже поэтому картина с этим названием привлекла внимание многих фестивалей, включая самый авторитетный, Каннский.

Четверо друзей работают в школе: Мартин преподает старшеклассникам историю, Николай — психологию, Петер — музыку, Томми — тренер у малышни. Мартина мы застаем в поре кризиса среднего возраста: уроки ведет вяло, скучно, ко всему безразлично — ученики уже стали бунтовать. Семейная жизнь тоже безрадостна: у него с женой Аникой произошло отчуждение: как поется в известной опере, «не тот я стал теперь, все миновало…»

Перелом наметился, когда друга Николая заинтриговала гипотеза норвежского психотерапевта и философа Финна Скэрдеруда о том, что у нас в организме от рождения не хватает половины промилле, стало быть, алкоголь не так уж вреден! Для проверки гипотезы друзья затевают научный эксперимент: будем пить не только за здоровье, но и для здоровья. Как Хемингуэй — в рабочее время. Со строгой записью результатов. Человеческий опыт подкинет множество авторитетных примеров, из-за одной только коллекции исторических кадров с государственными мужами и дамами под мухой эту картину нужно смотреть обязательно.

Первый опыт завершился триумфально: после тайком принятой рюмки у Томми на футбольном поле ребятишки творят чудеса, хор у Петера зазвучал как никогда стройно, а Мартина и вовсе словно подменили: слегка подшофе он неузнаваем — не бубнит урок, а его импровизирует весело, азартно, класс в восторге. И впервые за многие годы он сблизится с женой Аникой — вернется к ней, она вернется к нему.

Эксперимент есть эксперимент: для закрепления успеха нужно увеличить дозу. И так постепенно во имя науки друзья-интеллектуалы дойдут до той черты, за которой начинаются всем известные катастрофы — распада личностей, разрыва связей, позора в семье и на работе.

Героев взволновала гипотеза психотерапевта Финна Скэрдеруда о том, что у нас в организме от рождения не хватает половины промилле
Сила фильма в отсутствии назидательности: никаких уроков для нестойких, осуждать их будут окружающие персонажи, но не автор, не режиссер, он не для того снял фильм. Хотя проблема алкоголизма в Дании, как известно, стоит довольно остро, картина не о вреде пьянства, она о нашем самоощущении в современном расслоившемся обществе. О рутине, которая способна погасить интерес к жизни. Об отказе от порывов юности, неумении сохранить себя молодым и преждевременном старении.

Винтерберг не моралист, он ценит полноту жизни и делает картину редкостно энергичную, полную радости бытия и, главное, умную. Ее энергетику хорошо подпитывает сама среда, где обитают герои: школа, территория молодости, рутины не терпящей и радостно отзывающейся на все нестандартное — живой. Сложная вязь взаимоотношений учителей и учеников — самые проникновенные и трогательные эпизоды картины. Умение почувствовать чужую боль, способность, пытаясь помочь человеку, стать как бы заговорщиками, вступить в «тайный союз» наставника и его подопечного — это все составляющие многослойного понятия «педагогика».

Винтерберг конкурировал с Ларсом фон Триером как один из основателей датской «Догмы» в фильме «Торжество». Потом, более талантливый и не столь склонный к эпатажу и формалистике, он быстро порвал с ее эстетикой и снял прославившую его социальную драму «Охота», где воспаленная тема педофилии явила свою вторую, скрытую сторону: пылко влюбленная в учителя девочка, не получившая от него знаков взаимности, в отместку решила обвинить его в домогательствах, и невиновного добрые сограждане затравили. «Еще по одной» — картина более неровная, в ней есть скороговорка, да и записные моралисты найдут в ней много поводов ужаснуться: мол, пьянка в школе, да разве такое возможно?! Но вряд ли этот фильм оставит кого-то скучающим или равнодушным — его эмоциональный пейзаж захватывающе пестр, иногда он становится даже эксцентричным, и есть много сцен, по мощи сочувствия близких к катарсису. Винтерберг — великолепный психолог, определенная провокативность фильма им задумана и серьезно обдумана, он взорвет каждую душу и заставит спорить.

Картина была отобрана в главный конкурс Каннского фестиваля, но коронавирус сломал планы, и фильм был подхвачен фестивалем в испанском Сан-Себастьяне, где приз за лучшую мужскую роль был поделен между четырьмя исполнителями квартета друзей-собутыльников — Томасом Бо Ларсеном, Магнусом Миллангом, Ларсом Ранте и Мадсом Миккельсеном в роли Мартина — совершенно великолепным: многогранным, оперирующим тончайшими психологическими нюансами. Фильм выдвинут от Дании на соискание премии Оскар» и считается главным претендентом на призы Европейской киноакадемии.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>