Музыку — народу: зачем национализировать военные песни

Музыку — народу: зачем национализировать военные песни

«Дорога на Берлин» перекрыта для русских
Наследники авторов военных песен «Когда мы были на войне» и «Дорога на Берлин» запретили использовать композиции в рамках музыкального проекта, приуроченного к 9 Мая. Об этом сообщил в середине апреля журналист Антон Красовский.

«И внуки, и внучки авторов музыки и текстов военных песен отказывают нам в правах, — написал он в телеграм-канале. — Прошу коллег из Думы и Совфеда как-то подумать над тем, чтобы корпус военных песен перевести в библиотеку национального достояния».

«Когда мы были на войне» (авторское название — «Песенка гусара»). Стихотворение Давида Самойлова положил на музыку Виктор Столяров. Композиция стала популярной под видом старинной казачьей песни.

«Дорога на Берлин» — песня композитора Марка Фрадкина на стихи Евгения Долматовского.
«Компромиссным был бы вариант выплачивать наследникам роялти, — объяснила РИА Новости депутат Госдумы Елена Драпеко. — Чтобы они получали доход за песни, но не могли запретить их исполнять».

Свое мнение высказала и депутат Госдумы Елена Ямпольская.

«Часто раздаются призывы национализировать все, что было создано в искусстве и литературе в советские времена, — обозначила она проблему в телеграм-канале. — Отбивая эти инициативы, я называю несколько имен — тех, кто сегодня, слава богу, жив, верен Родине. И чье благополучие мы должны беречь, а не рушить. Встречаются и наследники очень достойные. Зачем людей обижать?»

В качестве решения Ямпольская предложила «расширить на произведения, созданные до 1991 года, действие принудительного лицензирования».
Закон на стороне наследников
Сделать военные песни народными в любом случае непросто, отмечает правозащитник, судья в отставке Владимир Комсолев.
«»Авторское право — очень тонкая тема, — указывает он. — Законы России гарантируют защиту подобных прав, неважно, получены они в порядке наследования или как-то еще. Когда находятся активисты, которые говорят «давайте просто изымем, отберем, национализируем», институт авторского права рушится».

Военный парад, посвященный 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Национализация чего бы то ни было — процесс, для которого требуется серьезная база, подчеркивает эксперт. Здесь нельзя действовать бесконтрольно, без четких критериев.
«
«Должен быть документ, на основании которого происходит смена владельца, — говорит Комсолев. — В нашей истории опыт тотальной национализации уже был — и показал свою неэффективность».Впереди — большая работа по подготовке законодательной базы или иного, например судебного, решения вопроса.
Сегодня песни, а завтра…Пока запрет коснулся только двух песен. Кажется, волноваться пока не о чем и проблема не носит глобального характера. Но Елена Ямпольская считает иначе.«»Одними военными песнями вопрос не исчерпывается. Вообще, ни песнями, ни музыкой не исчерпывается, — написала она в телеграм-канале. — В любой момент может рвануть эта мина в отношении книг, фильмов, мультфильмов, привычных художественных образов».

Военнослужащие парадных расчетов на военном параде в честь 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Москве
Ямпольская добавила, что «никогда не понимала исключительного права семьи на память о знаменитом родственнике».
«»То есть если дети, внуки живы, продюсер половину волос и пять лет жизни потеряет, чтобы сценарий согласовать, — отметила депутат. — И все равно на выходе скандал получит — чтобы помнили. Зато про Пушкина, скажем, или про Есенина — снимай что хочешь. Только впрямую законодательство не нарушай».

Не перечеркнуть людей
Современные авторы и исполнители военно-патриотических стихотворений, песен воспринимают подобную инициативу по-разному.
Генеральный директор Московского дома композиторов Алексей Баграмов подчеркивает, что к термину «народная песня» нужно относиться с осторожностью.
«»Не должно происходить обезличивания авторов, это неправильно, — подчеркивает он. — У нас в Союзе композиторов очень болезненно реагируют на то, что какие-то песни называют народными и тем самым лишают их авторства. Не должно получиться так, что мы перечеркнем живых людей, которые это все создали».

Баграмов уверен: военные песни можно называть народными, только акцентируя внимание на том, что у них есть авторы слов и музыки.
«»Должно быть понятно, что «народная» в данном случае значит не то, что ее сочинили где-то на улицах, — поясняет эксперт. — А то, что она живет в народе многие годы, даже века и связана с целыми поколениями».

Бронетранспортеры БТР-МДМ «Ракушка» на военном параде в честь 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Москве
Почетный деятель искусств города Москвы, солистка «Москонцерта», участница благотворительных концертов в ДНР Ирина Суханова убеждена, что «военно-патриотические песни уже народные».»Это музыкальный фонд нашей страны, они на генетическом уровне заложены в нас, и это больше, чем музыка, — считает она. — Но получается, что возможность их исполнения зависит даже не от авторов песен, а наследников, которые сейчас принимают решение».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>