В этом году столица Мальты, город-крепость Валлетта, наряду с голландским Леуварденом, является культурной столицей Европы. Я напомню, титул этот переходящий, он присваивается ежегодно по инициативе Евросоюза уже 30 с лишним лет. Культурная столица всегда старается сделать жизнь горожан и туристов максимально яркой и насыщенной. Но Мальте и стараться особенно не надо. Её культурная программа насыщенная и без назначений.
Событий здесь каждый год масса, и в их ряду – Мальтийский международный музыкальный фестиваль, одно из центральных событий любого года. Музыканты едут сюда с великой радостью. Скрипач Максим Венгеров, например, говорит, что всегда представлял себе этот остров райским местом и сейчас рад убедиться в точности своего воображения. О нем и о других героях 6-го Мальтийского музыкального фестиваля сообщает наш корреспондент Лидия Алёшина.
Мелодии средиземного моря. Мальтийские пейзажи, средневековая архитектура — идеальные декорации для музыкального фестиваля, которым живёт остров в эти дни. Утро начинается с пресс-конференций в Сент-Джулиансе, потом все едут в Валлетту, где проходят репетиции и концерты. У Максима Венгерова — еще и мастер-классы.
«Я всегда объясняю своим студентам, что смычок — это продолжение руки, а скрипка — естественное продолжение души», — признается скрипач и дирижёр Максим Венгеров.
Скрипач, дирижер, обладатель премий «Грэмми». Максим Венгеров на острове выступает впервые, на фестиваль привез Концерт для скрипки с оркестром Чайковского.
В руках Венгерова — скрипка Страдивари 1727 года. Не менее раритетный инструмент — у Рэй Чена, еще одного титулованного участника Мальтийского международного музыкального фестиваля. 29-летний скрипач родился на Тайване, вырос в Австралии, международное признание получил, став победителем Конкурсов Королевы Елизаветы в Брюсселе и Иегуди Менухина в Женеве.
«Я играю «Морские пейзажи» композитора Алексея Шора. Мальта — невероятно красивый остров, берега Средиземного моря словно вдохнули жизнь в музыку композитора. Сочинение Шора — сокровенное, самобытное, сочетающее традиции двух культур», — объясняет скрипач Рэй Чен.
За вдохновением к морю пришел и участник Трио имени Хачатуряна, скрипач Карен Шахгалдян. В прошлом году он уже выступал на острове со своим коллективом. На этом фестивале — с первого дня, чтобы не пропустить ни одного концерта.
Одно из ярких событий фестиваля — Мальтийский международный фортепианный конкурс. Отборочные туры проходили в 11 городах мира. Это был настоящий музыкальный марафон, который назвали «11 путей на Мальту». За путевку на Мальтийский конкурс боролись пианисты из России, Италии, Австрии, Германии, Японии, Армении.
«Для меня критерий один – профессионализм», — поясняет председатель жюри фестиваля Константин Орбелян.
Прогулкам на острове — предпочитают репетиции. Вот так, плечом к плечу, на электронных инструментах соперники оттачивают сочинения Бетховена, Баха, Шумана, Листа. Со стороны это напоминает «фабрику» по производству классической музыки.
Члены международного жюри за судейским столом проводят по семь часов в день. Пианист Дмитрий Башкиров, профессор Высшей музыкальной школы имени королевы Софии в Мадриде, в свое время объездил с концертами полмира, но на Мальте так и не побывал. Изучить местные достопримечательности успевает только по пути в концертный зал.
Финал конкурса — в зале с еще более богатой историей. «Репаблик Холл» построен Орденом святого Иоанна в XVI веке. Когда приглашенный на фестиваль американский альтист Дэвид Аарон Карпентер увидел холл, не устоял перед искушением сыграть здесь на своем инструменте XVIII века.
«Мальта — удивительное место. Культура, история, посмотрите вокруг! Это же фантастика», — восклицает альтист Дэвид Аарон Карпентер.
Государственный симфонический оркестр Армении на Мальтийском фестивале практически не покидает сцену: 13 выступлений за две недели музыкального марафона. Две репетиции, концерт – это девять часов музыки в день.
«Мы приехали 14 апреля, а с 15 апреля выступаем каждый день. Здесь всегда новые артисты, ни одна программа не повторяется», — замечает дирижёр Сергей Смбатян.
На фестивале несколько премьер композитора Алексея Шора. По профессии он математик, музыку начал писать в сорок лет. Уже второй год он резидент Мальтийского фестиваля. В симфоническом цикле «Образы Великой осады» отразил историю острова.
«Великая осада Мальты. 1565 год. Здесь, на острове, отважные рыцари Ордена святого Иоанна сдерживали наступление войск Османской империи. Осада длилась несколько месяцев и закончилась победой Мальтийских рыцарей.
Произведение Шора — для двух оркестров. Первые исполнители — Симфонический оркестр Армении и Мальтийский филармонический. И это уже часть истории Мальтийского международного музыкального фестиваля.
Последние обсуждения