Выставка «Азбука музея» открывается в пятницу в Москве. На ней представлены более двух тысяч экспонатов из коллекции отмечающего 120 лет со дня основания Музея Москвы — от меча XIV века времени нашествия Тохтамыша до счетов из ресторанов XIX века и обычного почтового ящика. «Формат детской азбуки, игры, был выбран неслучайно — история музея сложная и интересная, он несколько раз менял свое название, концепцию и расположение. Эта выставка — итог трехлетней внутренней работы, потому что она показывает много того, что скрыто: и работу над новой концепцией музея, и новые формы изучения, показа экспонатов, коммуникаций со зрителем. Она является определенным итогом последних изменений в музее после его переезда в Провиантские склады», — рассказала ТАСС директор Музея Москвы Алина Сапрыкина.
Лучшее из лучшего
Чтобы подготовить выставку, 25 штатных музейных хранителей пересмотрели не одну сотню экспонатов из вверенных им отделов и выбрали самые интересные из них. «Все мы сидели ночами, чтобы это спроектировать и разработать экспозицию и показать историю через вещи эстетически тонко. Если говорить о том, чем была сложна выставка — надо было поймать ритм и стиль для показа, чтобы дизайн, графика и пространство не мешали вещам, чтобы они во взаимодействии с этим пространством зажили», — поделилась собеседница агентства. На организацию предметов устроителей выставки вдохновила детская «Энциклопедическая картинная галерея азбучным порядком расположения» 1838 года. Авторы проекта выбирали московские темы, исходя из букв алфавита: например, «Д» — двор, «М» — метро, «Н» — Наполеон, «П» — планы и карты, и развивали их с помощью предметов из своей коллекции. Одна буква — один бокс с витринами из стекла и полками, организованными по принципу открытого хранения.
Так, в «Еде» можно увидеть одну из первых поваренных книг, ресторанные меню и счета XIX века, горшок с остатками зерна XII-XIII веков, а также продуктовые карточки военного времени. В «Торговле» — серию акварелей Багдасара Месропяна с интерьерами советских магазинов и американский кассовый аппарат, который выбивал чеки в Верхних торговых рядах (сейчас ГУМ — прим. ТАСС) в начале ХХ века, а в «Щегле» среди модных костюмов, возможно, есть и тот, что был в этом магазине приобретен.
Узнать, что сбылось из прогнозов столетней давности относительно городского устройства можно по серии 1913 года фабрики «Эйнемъ» (сейчас «Красный Октябрь») «Москва в будущем» и картине Николая Каразина 1902 года «Эстакада и центральный вокзал метрополитена. Красная площадь» (по проекту инженера Петра Балинского)» — там эстакада проходит прямо на том месте, где сейчас находится мавзолей, а вокзал виднеется в районе Замоскворечья. В разделе «Я» посетитель сможет увидеть себя, то есть свое отражение в антикварном зеркале, а также визитки знаменитых горожан — адвоката Федора Плевако, летописца Москвы Владимира Гиляровского и хирурга Николая Склифосовского. Отдельный аттракцион — наблюдение за работой реставратора, который прямо на выставке будет восстанавливать музейные вещи.
Концепция ясна, но еще не утверждена
Комплекс Провиантских складов, или магазинов, построенный в стиле ампир в начале XIX века по проекту архитектора Василия Стасова, в скором времени ожидает комплексная реставрация и полное приспособление под музейные функции после относительно недавнего вывода оттуда автобазы Генштаба. Кроме того, в Музее Москвы разработана концепция развития, которая, правда, пока что не утверждена. Согласно проекту, один из корпусов Провиантских складов планируется отдать под выставку, организованную по принципу открытого хранения с обновляющимися время от времени экспонатами. Нынешняя выставка, отметила директора Музея Москвы, является своеобразной репетицией этого открытого хранения. «Пока наша концепция еще не утверждена, реставрация не началась, но вся подготовительная работа ведется на протяжении всего времени. Сегодня мы находимся в том моменте, когда Музей Москвы обрел прекрасные здания комплекса Провиантских складов и готов представить формат современного городского музея, каким он и должен быть», — заключила Сапрыкина.
Последние обсуждения