«Путешествие по дорогам времени». Отправиться в него предлагает Музей декоративно-прикладного и народного искусства. Там открылась выставка лучших образцов косторезного искусства. В России этот промысел распространён, в основном, на севере – в Якутии, в Сибири, на Чукотке. Но косторезный центр существует и в подмосковном городе Хотькове. Посетители экспозиции не только увидят различие стилей и техник, но и узнают, какие темы и мотивы были популярны у мастеров-косторезов в разное время.
При входе на выставку — огромная карта России. И неслучайно. Организаторы признаются, косторезное искусство – явление не только художественное, но и географическое и историческое. Путешествие во времени и пространстве — . от Якутии до Подмосковья, с XVIII века и до наших дней.
«Здесь все: от игрушек до шахмат, от простых совсем форм, но не менее идеальных от того, что они простые, до сложнейших кружевных тончайших работ», — рассказывает директор Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства Елена Титова.
Резные кружева холмогорских мастеров, миниатюрные скульптуры тобольских косторезов и работы авторов одного из самых молодых косторезных центров в Хотькове. В каждом экспонате – история не только самого промысла, но и целого народа. Красивые древние шкатулки, чаши, филигранно вырезанные фигуры – у каждого предмета – свои судьба и тайна.
«Один из самых древних экспонатов – ларец, который был сделан в Оружейной палате Кремля, потому что холмогорские мастера в конце — второй половине XVII века вызывались для работы в Оружейную палату. И они трудились для нужд царского двора», — объясняет куратор выставки Елена Алаева.
Работы пятидесятых годов проникнуты духом и настроением времени, в семидесятые заметно преобладает авторское начало. А изделия современных мастеров одновременно традиционны и необычны. Москва, Салехард, Магадан, Якутск. Авторов объединяет мастерство и любовь к материалу.
«Сама кость очень интересная, очень теплый и живой материал, он дышит, можно сказать, беседует с тобой, и он как-то иногда и подсказывает что-то такое, когда в процессе работы меняешь композицию», — отмечает художник-косторез Василий Амыдаев.
Совмещение древних и современных тенденций: в руках искусных мастеров кость становится ценнее алмаза.
Последние обсуждения