Нам ни за что не догадаться, какие книжки понравятся нашим детям. Вот подхожу к прилавку с четырехлетней внучкой. На прилавке — десятки ярких книг про принцесс, гномов, волшебников, а девочка выбирает книжку «Жил на свете самосвал». Стихи Агнии Барто, помните:
Жил на свете самосвал,
Он на стройке побывал,
Подкатил с утра к воротам,
Сторожа спросили:
— Кто там? —
Самосвал ответил так:
— Я привез отличный шлак…
Прямо скажем, для Агнии Львовны это стихи не первого ряда, не самый яркий шедевр. Но что делать, покупаю про самосвал, идем домой. Вот сейчас, думаю, начнем читать, и ребенок осознает, как он ошибся книжкой, схватил, что попало под руку. Ничего подобного — читаем про самосвал с утра до ночи. Ребенок с восторгом декламирует про самосвал всем встречным и поперечным. Через два дня уже вся семья знает бессмертные стихи Барто наизусть. При слове «самосвал» бабушка вздрагивает, и все взрослые мечтают, чтобы Барто взяла свои слова обратно. Засыпаем только с книжкой про самосвал. Вот такая принцесса на горошине.
Понятно, что вскоре малышка столь же страстно полюбит другую книжку, но какую именно — этого не угадает и целый научный институт. И так со всеми детьми. Мы можем что-то предполагать, но выбор ребенка всегда будет для нас неожиданным. Нам остается лишь сделать так, чтобы все книжки, которые приходят в дом, были хорошими, добрыми, красивыми. Это очень непросто — поиск и подбор хороших книг требует времени, терпения, подходящего настроения. Но надеемся, что в этом трудном деле вам помогает наша рубрика.
Анна Юдина. Истории с хвостиком.
Рисунки автора. Москва, «Лабиринт Пресс», 2016.
Двенадцать авторских сказок молодого художника-иллюстратора Анны Юдиной о дружбе и приключениях лесных зверят: скромного и отважного Ежика, добрячка Барсучка, запасливого Хомячка-толстячка, хвастливого Мышонка, веселого Крольчонка и непоседу Бельчонка. Все сказки замечательны, а самая замечательная — о том, как зверята соревновались, кто громче пискнет и своим писком разбудит медведя, но мишка спал и спал. Тогда они пискнули все хором, а медведь только перевернулся на другой бок, проворчав: «Что-то сегодня комары особенно распищались…»
Книга адресована детям 3-6 лет и на редкость точно соответствует интересам, увлечениям и вкусам малышей именно этого нежного и очень ранимого возраста. Иллюстрации не просто профессиональны, а исполнены с огромной любовью и изобретательностью. Если приглядеться, то на каждой странице можно найти настоящие лесные травки, листочки и цветы, бережно подобранные, засушенные и отсканированные. Среди такого настоящего гербария и действуют герои книги, напоминая маленькому читателю, что рядом — в траве, под лопухом, среди осенних листьев под ногами — течет своя таинственная жизнь, к которой надо относиться бережно и внимательно.
Марзия Габдулганиева. Марийкины рассказы.
Москва, «Априори-пресс», 2015.
Эта книга — повод для уютного вечера семейных воспоминаний.
Форзацы книги, составленные из праздничных открыток, марок и газет 1950-60-х годов, сразу подсказывают, о чем пойдет речь — о детстве в эпоху «оттепели».
Автор книги окончила авиационный институт в Казани, работала конструктором на авиазаводе в Ташкенте и на заводе системы Атоммаш в Глазове, а детство ее прошло в городе с чудесным названием Вятские Поляны. Уже много лет я любуюсь названием этой лесной вятской станции, проезжая на поезде из Москвы на Урал. Всегда с сожалением провожаю глазами перрон милых Вятских Полян, а остаться на этой станции пока не решаюсь…
Книга написана без всякой претензии на беллетризацию, без ностальгических вздохов, тем чистым, ясным и простым слогом, каким говорят хорошие учителя начальных классов. И когда автор в рассказе «Апельсины на Новый год» пишет о рождественском чуде, случившемся в маленьком городке на берегу Вятки — этому веришь безусловно.
Оформление книги имитирует тетрадь в косую линейку, и трудные слова из той давней советской жизни объясняются здесь на полях: «буржуйка — железная печка-времянка», «рубероид — пропитанный особым составом картон, применяемый как кровельный и изоляционный материал», «шифер — строительный материал из серого сланца»… Рисунки художницы Ольги Павловой непритязательны и напоминают зарисовки в альбоме для эскизов. Очевидно, детям будет интересно увидеть на иллюстрациях то, что давно исчезло из нашей жизни: вот чернильница и перьевая ручка, а вот машинка «Зингер» и бидон с молоком, вот самодельные бумажные фонарики на елку, а вот плакат «Пионер — всем ребятам пример»…
«Марийкины рассказы» адресованы тем детям, которые давно читают сами, ребятам десяти-двенадцати лет, но все-таки такие мемуарные книжки могут заинтересовать современных детей лишь при чтении вслух — в исполнении родителей, а еще лучше — дедушек и бабушек. Слишком многое из реалий советской жизни нуждается сейчас в пояснениях.
Олег Бундур. Царское море.
Рисунки Карины Соловьевой. Санкт-Петербург, Москва. 2016.
О. Бундур. Крымские каникулы.
Симферополь, «Ариал», 2016.
Каждая книга Олега Бундура — это всегда новое удивительное путешествие. На этот раз у детского писателя и доброго врача из Кандалакши вышло сразу две книги. Одна — о путешествии на ледоколе по Карскому морю, а вторая — об отпуске на юге, в Крыму. Обе книжки — документальные дневники. Но дневники не простые, а полные и мягкого юмора, и очень важных мыслей, и очень полезных сведений, а еще сколько запахов и звуков!
Мне северная книжка Бундура понравилась больше, чем южная. Но это потому, что я с детства люблю летом читать про полярников, льды и торосы. Одни названия глав заставили меня сразу схватиться за «Царское море»: «Морской волк», «Соленое море», «Мангазея»…
А «Крымские каникулы», наверное, лучше всего читать зимой: за окном метель, а ты читаешь про пляж и прогулочные кораблики, про Алушту и Ай-Петри, про виноград и крымский королек, рахат-лукум и золотой инжир, про дыни и яблоки… Кстати, «Яблоки» — один из самых сильных рассказов в книге. Маленький, на две странички рассказ, а вместились в него и восторг северянина от того, что яблоко можно сорвать с ветки прямо на улице, и пронзительная память о дедушке, военном трубаче в Конной армии Буденного… Нет, Бундура пересказывать не буду — зачем отнимать у вас радость прочитать все собственными глазами?
Секрет увлекательности всего, о чем пишет Бундур, спрятан им в надежном месте. Очевидно, где-то в труднодоступных районах Севера. А если серьезно, то Олег Бундур — из того ряда писателей, которые могут писать вслед за Чеховым о чем угодно, хоть о спичечном коробке, и это будет интересно. А еще Бундур любит своего читателя, протягивает ему все, что имеет за душой, и в этом не суетливое желание понравиться, а то стремление быть верным другом, которое бывает у мальчишек в двенадцать лет. Олегу Бундуру уже пять раз по двенадцать, но он сохранил храброе, чистое и благородное сердце мальчишки.
Прощаясь с ледоколом, он пишет: «Целых три недели я был в Арктике и ужасно счастлив… Наверное, я никогда больше не смогу повторить это путешествие. Да и никто из моих друзей-приятелей не решится на это… Неохота ни читать, ни писать, просто сижу и все. Даже в иллюминатор не смотрю. Я счастлив! Счастлив, но почему-то грустно. Наверное, потому, что по-настоящему счастливым можно быть, если есть с кем поделиться…»
Теперь, я надеюсь, автор счастлив совершенно, ведь он поделился своим счастьем с тремя тысячами читателей (такой тираж у книжки «Царское море»).
Г.-Х. Андерсен. Принцесса на горошине.
Санкт-Петербург — Москва, «Речь», 2016.
Художница Ирина Ивановна Казакова увидела героев знаменитой сказки словно через стекло с солнечными зайчиками — так забавны, нежны и лучезарны ее рисунки. Разглядывая эти иллюстрации, улыбнется даже самый хмурый человек. Жаль — сказка коротка, и, как ни старалась художница продлить наше очарование своими чудесными картинками, горошину унесли в кунсткамеру, и последняя страница перевернулась. Кстати, какая она по порядку — об этом можно узнать, лишь пересчитав все страницы — номеров-то на них нет! Как говорят дети: ну и пусть, что их нет. Тем, кого искренне волнует судьба нежной принцессы, номера страниц вовсе неинтересны.
Ирина Токмакова. Вечерняя сказка.
Санкт-Петербург — Москва, «Речь», 2016.
Эта стихотворная сказка вышла в серии «Любимая мамина книжка», а могла бы выйти в серии «Любимая бабушкина книжка», если бы такая была. История про маленького Женьку, который не хотел спать и чуть было не оказался похищен совами, живет во многих семьях с начала 1960-х годов и, конечно, истрепалась. И вот — книжка родилась заново. В ней все те же поэтичные акварели Нины Носкович. Кстати, в образе человека, который спасает Женьку, легко узнать другого замечательного художника — Льва Алексеевича Токмакова.
80 лет назад в «Правде» вышла небольшая статья Корнея Чуковского о детском чтении. Это невероятно, но то, о чем написал автор «Мойдодыра» в 1936 году, кажется написанным сегодня.
Спрашиваю у школьников 9-го класса:
— Кто такой был Тютчев?
Отвечают:
— Футболист… Чемпион футбола.
И только один говорит неуверенно, что какой-то Тютчев был как будто писатель.
К. Чуковский. Унылые педагоги (Письмо из Киева). «Правда», 8 сентября 1936 года.
Последние обсуждения