В кассах Московской филармонии в первые дни февраля ажиотаж: начинается продажа абонементов на следующий сезон. В афише на выбор 248 абонементных программ: более 700 концертов в девяти концертных залах. .О том, какие события ожидают публику в следующем сезоне, о тенденциях в филармонической жизни столицы и российских городов, рассказал генеральный директор Московской филармонии Алексей Шалашов.
В этом году 1 февраля стартовала продажа абонементов не только в Москве, но и в других филармониях России. В чем необходимость такой координации и такого раннего старта?
Алексей Шалашов: У нас уже был подобный опыт в прошлом году, но не все российские филармонии оказались тогда готовы. На этот раз в акции участвуют 18 российских филармоний — от Новосибирска и Кузбасса до Крыма, а это значит, что в России создается единое концертное пространство. Наш опыт показал, что ранний выход абонементов серьезно влияет на их продажу и на расширение аудитории. Московская же филармония давно так действует еще и потому, что серьезно интегрирована в мировой концертный процесс и должна формировать абонементы параллельно с европейскими залами. В противном случае нам придется пользоваться «остатками» времени у ведущих музыкантов мира. Однако самое главное заключается в том, что в последние годы увеличивается спрос на абонементы, а не на отдельные концерты. Это означает, что в стране вновь формируется постоянная филармоническая аудитория. 250 тысяч абонементов, запущенных в продажу, — это очень большая цифра.
А в кассы Московской филармонии все еще выстраиваются многочасовые очереди или ситуация изменилась?
Алексей Шалашов: Сейчас все больше людей покупают абонементы через Интернет, и таких очередей, как 5 лет назад, уже нет. Кассы работают до 22 часов, практически до последнего посетителя. Безусловно, заказывать билеты онлайн удобнее, но бывает, что в первые часы продажи происходит до ста тысяч (!) запросов одновременно. В любом случае, абонементы покупать выгоднее: даже на самые звездные концерты билет в абонементе может стоить 300 рублей, а разовый — в несколько раз дороже.
Филармонический абонемент № 1 — дневные субботние концерты с трансляцией из Концертного зала Чайковского в регионы. Как развивается этот проект?
Алексей Шалашов доволен: уже в первые часы продаж слушатели Московской филармонии раскупили 30 000 абонементов. Фото: Виктор Васенин
Алексей Шалашов: Это очень успешный проект. Наши концерты в режиме онлайн смотрят во всех российских регионах, включая Дальний Восток. Многие филармонии развивают сети виртуальных залов, и регионы вкладывают в это значительные средства. Решаются сразу несколько задач — приобщение людей к классической музыке, популяризация собственных филармоний и исполнителей. Люди из глубинки потом приезжают в региональные центры, чтобы послушать живые концерты. Сегодня в стране действуют уже более 300 виртуальных залов. На нашем сайте выложен каталог видеозаписей Всероссийского виртуального зала. Мы составляли его последние 6 лет. По каталогу выбирается концерт, расклеиваются афиши, и люди приходят на этот концерт, причем совершенно бесплатно. В маленьких городах это могут быть залы библиотек, где собирается 20-30 человек, а в Севастополе, например, зал на 500-600 человек. По сути, в стране случилась настоящая культурная революция в области доступа к классической музыке.
Глядя на абонементную афишу, создается впечатление, что сегодня треть работы филармонии — образовательно-просветительская: 60 детских абонементов — Сказки с оркестром, спектакли, концерты, филармонические «классы». Такого не было даже в советские времена?
Алексей Шалашов: Детские концерты — это старая традиция филармонии. И многие наши слушатели вспоминают, как приходили когда-то на концерты с Жанной Дозорцевой, Светланой Виноградовой. У нас программы ведут Артем Варгафтик, Павел Любимцев и многие другие. А Сказки с оркестром читают замечательные артисты. Мы прекрасно понимаем, что восприятие детей сейчас иное, чем 30-50 лет назад, поэтому постоянно ищем новые формы, жанры таких программ. В Филармонии-2 на юго-западе у нас появился специальный зал, куда родители могут приводить детей уже от года до трех лет.
Афиши двух филармоний почти не отличаются. Но что, выбирая, публика может найти для себя нового в Филармонии-2?
Алексей Шалашов: Там выступают те же исполнители, что и в Концертном зале Чайковского. Но для тех, кто там живет, это хорошая возможность не ехать в центр, не тратить силы и время на дорогу. В афише Филармонии-2 — Михаил Плетнев, Николай Луганский, Борис Березовский, Элисо Вирсаладзе, оркестры под управлением Юрия Башмета, Владимира Спивакова, многие другие известные коллективы и солисты. У нас появился там и новый абонемент — «Органные вечера. Бах» — весной мы откроем орган в зале Рахманинова.
Репертуарный тренд Московской филармонии — музыка барокко, настолько востребованная, что в следующем году вы запускаете уже несколько таких абонементов?
Алексей Шалашов: Это действительно так, и я сам люблю барочную музыку. Сошлюсь на Уильяма Кристи, специалиста по барокко, руководителя французского ансамбля Les Arts Florissants, выступавшего у нас: он говорит, что на самом деле пласт музыки барокко не меньше, а во много раз больше, чем пласт симфонической, оперной музыки, которую мы обычно слушаем. Но в области искусства нет прогресса: античное искусство, искусство Возрождения — не ниже, чем искусство XVIII, XIX, XX века, и старая музыка также художественно значима. Мы запустили три барочных абонемента. Марк Минковски привезет свой знаменитый коллектив «Музыканты Лувра», Юлия Лежнева и контратенор Макс Эмануэль Ценчич будут петь в опере «Германик в Германии» Николы Порпоры, не звучавшей у нас никогда.
В Филармонии-2 появился зал, куда можно приводить детей от года до трех лет
Если же говорить о чем-то новом в нашей афише, то впервые мы решились представить цикл всех бетховенских сонат в исполнении Рудольфа Бухбиндера. Он исполнит в течение двух сезонов в зале Чайковского все 32 сонаты Бетховена. То, что мы решились на такой проект в полуторатысячном Концертном зале имени Чайковского, это знак развития московской аудитории. В этом году будет больше абонементов пианистов — в том числе таких мировых звезд, как Пьер-Лоран Эмар, Марк-Андре Амлен, Лейф Ове Андснес. Запланированы сольные выступления Михаила Плетнева. Его недавние концерты в Филармонии-2 напомнили нам всем, что такое Плетнев и где он стоит среди пианистов.
Кроме звезд, в абонементах есть молодые музыканты, известные по Конкурсу Чайковского: сольные концерты Даниила Трифонова, Люки Дебарга, Дмитрия Маслеева, Александра Рамма, Юрия Фаворина и других. По сути, их продвижение — спецпроект филармонии?
Алексей Шалашов: Это отдельная и очень большая тема. Молодежь выступает у нас уже не только в циклах — «Молодые таланты», «Звезды XXI века», но и в именных абонементах симфонических оркестров. Мы активно продвигаем их и считаем это очень важной задачей, потому что по-прежнему существует острая проблема оттока молодых музыкантов из страны. Ситуацию с солистами нам удалось переломить только потому, что мы дали им возможность участвовать в концертной жизни — и не только Москвы, но и всей России. Что касается абонементов, то сегодня у нас представлены практически все музыкальные силы Москвы — более 40 оркестров и различных коллективов, 600 — 700 солистов, широчайший репертуарный спектр — от барокко до современной музыки. Концерты наши доступны в трансляции во всем мире, и мы получаем статистику о просмотрах. Факт, но Москва сегодня признана одним из мировых музыкальных центров — и это наша общая со слушателями заслуга.
Последние обсуждения