Большой театр закрывает свой 239-й сезон мировой премьерой балета «Герой нашего времени», над которым работали режиссер Кирилл Серебренников, хореограф Юрий Посохов и композитор Илья Демуцкий. Серебренников, для которого спектакль стал первым опытом создания балета, написал либретто, а также выступил в качестве сценографа и одного из художников по костюмам.
Перед создателями спектакля, премьерные показы которого проходят с 22 по 26 июля, стояла непростая задача — они должны были сделать постановку с чистого листа, поскольку никто до сегодняшнего дня не сочинял балет по этому роману. Ранее по произведениям Лермонтова на подмостках ставились только оперы.
Однако авторам удалось создать практически три отдельных балета — каждый со своей историей, декорациями, пластикой, музыкальными и цветовыми решениями. На сцене зрители увидят части «Бэла», «Тамань» и «Княжна Мери». А для того, чтобы наиболее полно показать сложную и многогранную натуру Печорина, было решено, что в каждой части партию главного героя будут танцевать разные артисты. Для этого подготовили несколько исполнительских составов, среди солистов — Игорь Цвирко, Артем Овчаренко, Руслан Скворцов.
По словам режиссера Кирилла Серебренникова, совместно со своими коллегами он хотел сделать философский балет, а также показать такую форму рефлексии, которая роднит современных людей как с Печориным, так и с Лермонтовым. Интерес авторов проекта к вопросам, которые можно найти в каждой части романа классика, воплотился в различных манерах представления истории: в виде сюрреалистического сна, дневника или рассказа путешествующего офицера. Несмотря на опасность возможного художественного и стилевого столкновения разных частей, авторы создали полотно повествования таким образом, что «Герой нашего времени» в прочтении ГАБТа становится не сухим переложением лермонтовской прозы, но спектаклем, дающим возможность по-новому взглянуть на известное произведение.
Композитор Илья Демуцкий описывает музыку к балету как «симфонизм в классическом стиле». Вдохновляясь работами классиков, он создал партитуру, где особняком стоят оперные партии, логически дополняющие визуальную составляющую представления, что стало определенным новшеством для балетной постановки. В первой и третьей частях представлены вокальные соло — например, поющего муэдзина или письмо Веры к Печорину. Еще одной интересной находкой стало отождествление каждого из трех героев с разными музыкальными инструментами: в «Бэле» это бас-кларнет, в «Тамани» виолончель, а в «Княжне Мери» английский рожок.
Создавая разные образы Печорина, авторы постановки не забыли и о декорациях — в «Бэле» специально выстроенные острые «скалы» перемещаются прямо во время первого действия, под светом софитов создавая иллюзию смены времени суток. Настоящий пирс и лодки в «Тамани» погружают зрителя в созерцательное настроение, а просторный павильон курорта с минеральными водами Пятигорска в «Княжне Мери» и сцены балов представляют картину светского общества. Художники по костюмам одарили героев бурками, папахами, фуражками, кафтанами, традиционными кавказскими платьями, капорами и шляпками.
Хочется также отметить сложную хореографию этого балета — это не только гимн телу, но и демонстрация человеческих способностей. Так, важной группой участников спектакля стали члены сборной команды России по спортивным танцам на инвалидных колясках — в третьей повести они исполняют роли солдат, вернувшихся с Кавказской войны.
После июльской мировой премьеры в репертуар Большого театра «Герой нашего времени» вернется осенью — с 27 по 29 ноября.
Последние обсуждения