Милан Марич: Под иронией Довлатова скрываются грусть и тоска

Милан Марич: Под иронией Довлатова скрываются грусть и тоска

После просмотра фильма «Довлатов” можно взять интервью у Довлатова или у Бродского, например. А что — есть же у главного героя фильма возможность взять интервью у Гоголя, Пушкина и Толстого. Довлатов тоже работал журналистом. Сильно поколебавшись, выбираю все же самого Довлатова. Тем более мне кажется, что лучше сербского актера Милана Марича этого писателя никто ранее не играл. И вот вопрос: как иностранец так смог понять загадочную душу русского писателя? Возникли и другие. Милан Марич ответил на все.

Как вы попали в этот проект? Алексей Герман-младший очень долго — несколько лет — искал исполнителя на главную роль.

Милан Марич: Со мной связалась одна сербская актриса, которая очень долго живет в Санкт-Петербурге. И она меня познакомила с продюсерами. На тот момент они уже видели мою игру в одной из театральных постановок в Белграде. Она показала им мою фотографию. Тогда они приняли решение связаться со мной, позвонили. На первом этапе я послал им свою черно-белую фотографию. Так началось наше общение, продолжавшееся какое-то время. Следующим моим шагом стало то, что я снял на телефон монолог на сербском языке в нескольких вариантах и переслал им. Последним испытанием являлся кастинг узкого круга участников, приезд в Санкт-Петербург и работа с режиссером Алексеем Германом-младшим над несколькими сценами. Это было очень интересно для меня, потому что я играл на сербском с российскими актерами, которые, в свою очередь, играли на русском. Так что это был, в своем роде, сербско-российский кастинг.

Вы уже видели фильм?

Милан Марич: Да, но рабочую версию.

Но вы знаете, что в фильме вас переозвучивает другой актер?

Милан Марич: У меня нет с этим проблем. Потому что у меня не было времени хорошо выучить русский язык за время съемок. Я знаю очень хорошо по-русски всего несколько слов: «Спасибо» и «Меня зовут Милан». При этом я могу говорить по-русски. Очень плохо, но могу.

Что вы ранее знали о Довлатове, Бродском, других русских писателях?

Милан Марич: Мы не знали о Довлатове ничего. И я лично ничего не знал. Когда впервые услышал о нем, то это было для меня откровением. А после того, как я прочитал о Довлатове, то понял, насколько он популярен не только в России, но и в Сербии. Его книги здесь переведены. В Сербии много людей очень любят и уважают этого писателя. Да что говорить — он признан во всем мире. Издание «The New Yorker» причислило его к 20 самым великим писателям 20-го века. Но я, к сожалению, до определенного времени ничего о нем не знал. О Бродском мне было известно. Существовало целое поколение диссидентов, российских писателей, большинство из которых, к сожалению, покинули СССР.

Что вы знали раньше об СССР?

Милан Марич: Мне известно все то, что мы проходили в школе. И еще немного из литературы. Я начал более подробно изучать тот период истории после того, как меня утвердили на роль. Естественно, меня стало интересовать, с какими проблемами Довлатов сталкивался в СССР. А также — сложившаяся в Советском Союзе система, с которой диссиденты вступали в конфликт. Подразумеваю и Довлатова, и Бродского, и других авторов. Таким образом, можно сказать, что я знал об СССР, но недостаточно.

Почему вы полюбили Довлатова, если полюбили, конечно?

Милан Марич: Да! Да! И не только потому, что сыграл его. Я обожаю такой литературный стиль. Для меня это самый лучший стиль: когда кто-то может писать так легко и очаровательно, при этом так остроумно, что это заводит тебя. Духовно, образно, иронично… А в действительности, за этим скрываются эмоциональные, глубокие переживания — грусть и тоска. Хотя все это подчас выглядит настолько остроумно и смешно, что аж живот сводит от смеха.

Когда я смотрела фильм — на протяжении всего действия мне казалось, что Довлатов в вашем исполнении вот-вот не сдержится — сорвется. И да — в конце концов это происходит. Вам тяжело было так играть?

Милан Марич: Нет. Мне было важно играть не историческую личность и не писателя, что сейчас крайне популярен и которого любит множество людей. Я не хотел играть такой образ Довлатова, как его воспринимает большинство в настоящее время. Я хотел найти что-то свое в тех показанных в фильме шести днях, ключевых для этой личности. К сожалению, в семидесятых Довлатов не был успешным писателем, не имел ни одной изданной книги. У него были и другие проблемы. С одной стороны, мне это понятно, поскольку я занимаюсь искусством. Да, я актер, он писатель — здесь много различий, но процессы созидания у художников одинаковы. Я пытался понять и ответить себе на вопрос: «Что бы было со мной, если бы мне кто-то постоянно запрещал заниматься чем-то?» Это крайне важно, исходя из того, насколько я люблю свою работу. Поэтому эмоции для роли приходили сами. С другой стороны — ты постоянно сталкиваешься с реальностью. У тебя есть жена и ребенок, люди, ожидающие от тебя чего-то другого. И ты сам ожидаешь от этой жизни чего-то другого: найти свое место в этом мире, чтобы творить.

Как вам работалось с известными российскими актерами, такими как Данила Козловский, Елена Лядова, Светлана Ходченкова и другими.

Милан Марич: Просто прекрасно. Я благодарен им, поскольку у меня не было значимого опыта в кино, хотя я до этого и снимался в нескольких фильмах. Но главная роль в фильме «Довлатов» стала первой в моей жизни. И когда я видел уровень их профессионализма — это подталкивало меня к самосовершенствованию. Они открыто выражали добрые намерения в отношении меня, демонстрировали желание помочь, относились с пониманием к тому, что русский — не мой родной язык, и мне необходимо чуть больше времени для подготовки. Россияне очень хорошо меня приняли. Ни разу я не испытал каких-либо трудностей с российскими актерами. Я был счастлив от того, что мне довелось работать с ними. Взаимодействие было супер. Однако надо бы и их спросить об этом, не знаю, что скажут.

Как вы сделали сцену, которая потом оказалась на постере фильма «Довлатов». Вы, довольно большой, не просто сидите на крыше очень маленькой машины, но едете.

Милан Марич: Все нормально! Это было в процессе съемок одной сцены, когда мне требовалось сесть в машину, которая затем начинает движение. В этом не было ничего необычного. Но в нее забилась целая кампания. Именно по этой причине я сел на крышу. Интересно было. Мы много смеялись.

Вы поедете в феврале на фестиваль в Берлин представлять фильм?

Милан Марич: Да

Каковы ваши ожидания от Берлинале? Фильм вошел в конкурсную программу, что само по себе уже почетно.

Милан Марич: Все это для меня невероятно, начиная с того, что я получил главную роль. Я хочу продолжить работу с Алексеем Германом-младшим. Сейчас фильм представлен на одном из крупнейших фестивалей — в Берлине. Действительно, не знаю, чего и ожидать. Однако думаю, что ждать стоит самого лучшего, и я рад уже тому, что тот труд и напор, который мы вложили, вознагражден. И это и есть в своем роде признание. Все это было не зря! Поэтому я очень счастлив, в частности, что оттого, что премьера состоится в Берлине.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>