В Михайловском театре восстановили один из старейших романтических балетов – «Сильфиду». Хореография этой постановки сохранилась с XIX века практически без изменений. Для того времени «Сильфида» была настоящим прорывом – именно в этом балете впервые появились пуанты, а сценические трюки, выполнявшиеся при помощи сложных механизмов, поражали воображение публики. «Идеал танца», «калейдоскоп нежности, лёгкости и грации», — писали петербургские критики, когда балет появился в России. За долгую сценическую жизнь «Сильфида» не только не потеряла своей прелести, но и стала эталоном изящного стиля.
Сильфида – пленительный дух воздуха. В балете она и в самом деле парит словно бабочка. После встречи с Джеймсом, нимфа исчезает в камине. В начале XIX века зрителей поразили не только трюки, напоминающие цирковые, но и новая манера исполнения. Именно в этом спектакле балерина Мария Тальони впервые встала на пуанты.
В 1832 году в Париже Филиппо Тальони поставил балет «Сильфида» для своей дочери – знаменитой Марии Тальони. Но мир покорила другая «Сильфида» – спустя четыре года датчанин Август Бурнонвиль придумал свою версию спектакля, которая стала популярной во многих странах мира. В Советском Союзе эта постановка впервые появилась именно на сцене Малого театра оперы и балета – ныне Михайловского – в 1975 году.
«У нас в труппе спектакль был 40 лет, старались холить и лелеять его. Несколько лет он у нас не шел. Я считаю, что он должен у нас идти всегда. Это спектакль учит труппы чувству стиля и общему дыханию всего ансамбля», — считает главный балетмейстер Михайловского театра Михаил Мессерер.
Воссоздать «Сильфиду» решили в точности такой, какой она была 41 год назад. Как и в прошлом веке, все декорации изготовлены вручную, а костюмы восстановлены по старым гравюрам. Изменилась только сценическая машинерия.
«Если раньше была механическая площадка, которая позволяла взлететь Сильфиде вверх, то сейчас она у нас гидравлическая. Она выполняет те же самые функции. Просто легче в управлении. Раньше вручную, а сейчас кнопка нажимается», — поясняет главный художник Михайловского театра Вячеслав Окунев.
Балет «Сильфида» о том, как можно потерять земное счастье в погоне за призрачной мечтой. Главный герой Джеймс бросает свою невесту ради воздушной нимфы Сильфиды. Партию Джеймса исполняет Леонид Сарафанов. Он признается – чтобы добиться такой легкости на сцене, ему пришлось долго осваивать старинную технику.
«Здесь очень сложная техника, сложные вариации физически и технически. Другая школа. Датская. Хореография Бурнонвиля как бисер, очень много маленьких нюансов», — отмечает премьер Михайловского театра Леонид Сарафанов.
В театре уверены: поклонники балета обязательно оценят оригинальную версию, которая шла в театре на протяжении сорока лет. Только сейчас парение Сильфиды не будет сопровождаться скрежетом – из-за механической машинерии. Старинный балет получил новую жизнь и готов покорить зрителей XXI века.
Последние обсуждения