23 апреля исполняется 125 лет со дня рождения Сергея Прокофьева. Дань одному из крупнейших композиторов ХХ века – «Марафон Прокофьева», который пройдет в двух российских столицах. Инициатор уникальной акции – Валерий Гергиев. Маэстро и Симфонический оркестр Мариинского театра дадут два концерта — в Москве и Петербурге. Увидеть московский «Прокофьев-гала» зрители нашего телеканала смогут в прямом эфире. Трансляция на телеканале «Культура» начнется в субботу в 13:00. Юбилей Прокофьева отметят и за рубежом — в Италии, Франции, Германии, Мексике.
Сделать 2016-й Годом Прокофьева Валерию Гергиеву предложил президент России Владимир Путин. Маэстро с радостью согласился представить Сергея Прокофьева автором почти всех своих концертов в этом году. Марафон – апогей торжеств в честь композитора. День его рождения начнут отмечать в Концертном зале имени Чайковского ранними сочинениями. Эстафету в Москве подхватят другие музыканты, а Гергиев с Симфоническим оркестром Мариинского театра поедет исполнять в Петербург музыку Прокофьева. Дирижер называет его «Самым театральным композитором ХХ века».
«Он написал больше опер, чем кто-либо в ХХ столетии из крупных композиторов, — отмечает Валерий Гергиев. — И эти оперы разные. Он не повторялся. Писал на сюжеты Гоцци и Катаева, Полевого и Брюсова. Есть ещё Достоевский. Он каждый раз находил адекватный, совершенно иной театрально-музыкальный язык!»
Самые известные оперы Прокофьев написал, будучи признанным советским композитором. Но прежде чем им стать, 18 лет прожил на Западе. Он рано понял, что у него дар, миссия, и в годы революции покидал Родину со словами: «Моя музыка выше сиюминутных исторических событий». Виртуозный пианист, он выступал с концертами по всему миру. Написал три балета для Дягилева. Его эпатажную оперу «Любовь к трём апельсинам» американцы назвали «русским джазом с большевистской отделкой». Марш из неё давно стал хитом мировой классики.
Эту оперу сейчас ставит Александр Титель в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Режиссер мечтает поставить все оперы любимого композитора Прокофьева, половину уже осуществил.
«Ему вообще было присуще очень острое ощущение жизни. Это то, что отличает все его сочинения. Ощущение нового, стремительно меняющегося мира, революционно меняющегося. Там столько искренности, свежести, упоения жизнью», — отмечает режиссер Александр Титель.
Подъём духа и новаторство его музыки пришлись по вкусу Стране Советов. 9 лет он решался на переезд из-за границы. Первым произведением, которое написал, вернувшись в Союз, была симфоническая сказка «Петя и Волк». История смелого пионера сразу покорила весь мир. Уолт Дисней нарисовал по ней один из лучших своих мультфильмов.
«Прокофьевское звучание – это красочность, мощь, дикость», — подчеркивает Валерий Гергиев.
Балеты «Ромео и Джульетта» и «Золушка», оперы «Обручение в монастыре» и «Война и мир», которую он пишет в 1943 году в эвакуации. Одно нашествие осмысляет через другое. Советский период – самый плодотворный у Прокофьева. Музыка к кинофильмам – ещё одна его ипостась.
«»Мёртвое поле» – эта вещь изумительная! В этой мелодике передается та боль, та печаль по убиенным» — говорит дирижер Владимир Минин.
С партитурами за пазухой, разгуливающий в элегантном пальто среди пешеходов Камергерского – над монументом Прокофьева работает сейчас скульптор Андрей Ковальчук.
«Та его характерная фотография – в пальто и шляпе – настолько острая, характерная для него и характерная для его времени», — считает скульптор, народный художник России Андрей Ковальчук.
Напротив музея-квартиры Прокофьева в Камергерском переулке в Москве планируется поставить памятник композитору работы Ковальчука. Композитор жил там в коммунальной квартире последние несколько лет. Там же он умер 5 марта 1953 года. В один день со Сталиным.
Его похороны прошли почти незамеченными, вместо цветов друзья несли домашние растения. Под конец жизни Прокофьев услышал обвинения в формализме и сумбуре. Сегодня же в его музыке слышится весь ХХ век и вечность.
Последние обсуждения