Несмотря на то, что лето традиционно мертвый сезон в культурной афише, в июле в Москве откроется немало громких выставочных проектов. Музей Москвы расскажет, как столицу воспринимают приезжие. В «Фабрике» в седьмой раз пройдет фестиваль видеоарта «Сейчас и потом». В ГМИИ им.А.С.Пушкина покажут театральные работы Александра Тышлера. Музеи Кремля привезут сокровища императорской Японии из частной коллекции. А Дарвиновский музей пригласит разобраться в том, как устроен главный оптический прибор, — глаз.
Странная и готическая
870-летие Москвы будет отмечаться в сентябре, но в Музее Москвы уже с июля можно будет увидеть празднично-юбилейную выставку «Москва глазами иностранцев». Какой она видится приезжим? Дружелюбна ли она к ним? Уютно ли им в Москве? На выставке соберут свидетельства, воспоминания, фотографии о столице разных эпох и разных времен. «Странная», «удивительная», «готическая», «барочная» — такие эпитеты чаще всего встречаются в записях иностранных путешественников. Что делали в Москве англичане, голландцы, французы, немцы — где жили, чем занимались, чему учили и чему учились у москвичей.
Гости выставки смогут проследить, как раньше выглядели привычные нам сегодня улочки, дворцы, церкви, монастыри, Кремль. Кроме всего прочего, на выставке будут представлены гравюры и рисунки Адриана Шхонебека Питера Пикарта, Генриха де Витта, Ж. Делабарта, Ф. Бенуа, Г. Митрейтера и других. Плюс к этому предметы повседневного быта москвичей, которые часто приводили иностранцев в изумление.
Япония на блюдечке
В Выставочных залах Патриаршего дворца 5 июля откроется выставка «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX — начала XX века из коллекции профессора Халили». Искусство Японии — это всегда восторг, буйство красок, изысканность материалов и орнаментов. Июльский проект Музеев Кремля впервые в России представит произведения декоративно-прикладного искусства Японии XIX — начала XX века из частного собрания всемирно известного британского ученого, коллекционера и филантропа иранского происхождения, профессора Нассера Дэвида Халили. Сравнимая по своему объему лишь с коллекцией, принадлежащей японской императорской фамилии, она включает в себя выдающиеся произведения искусства, созданные в эпоху великих перемен в истории Японии. Из 2000 экспонатов, хранящихся у Халили, на выставку привезут лучшие образцы — разнообразные японские кимоно, непревзойденные образцы японских вышивок шелком, фарфор, а также эмали, большая часть которых была создана мастерами — официальными поставщиками двора японских императоров.
В поисках утраченного
В Центре творческих индустрий «Фабрика» с 5 июля стартует международный фестиваль видеоарта «Сейчас и потом». Фестивалю уже семь лет, и в этом году на нем представят все лучшее, что было в его программе за все время его существования. Тематика всех видео — флешбэк, ценность памяти и воспоминаний. Художники обращаются к детским воспоминаниям, историям предметов и артефактов, сиюминутным впечатлениям. Всего 47 остроактуальных произведений. Среди них — видеоработа марокканской художницы Лейлы Алаоуи (1982-2016), погибшей во время террористического акта в Буркина-Фасо. Ее работа посвящена мигрантам из Черной Африки, отправляющимся в рискованное путешествие к заветным европейским берегам. «Когда ты меняешь свой взгляд на вещи, они тоже меняются» — работа немецкого художника Вильхельма Клеменса посвящена постоянству изменений и тому, почему мы их обычно не замечаем. А «Утраченные фрагменты» Вики Илюшкиной и Майи Поповой напоминают композиции классических скульптур.
Романтик и импровизатор
В Отделе личных коллекций ГМИИ им.А.С.Пушкина 14 июля откроется долгожданный проект — «Игра и лицедейство. Александр Тышлер». Тышлер — признанный классик сценографии, живописец-станковист, автор графических серий, уникальная фигура в истории отечественного искусства. Он был восьмым ребенком в семье столяра-краснодеревщика из Мелитополя. В 1912 году он по¬ступил в художественное училище в Киеве. Затем стал посещать сту¬дию Александры Экстер. В 1921 году Тышлер переехал в Москву. Стиль «настоящего» Тышлера родился в середине 1920-х годов. В его живописи равнозначны два начала — романтика и фантазия. Их трудно разделить между собой. Тышлер много импровизирует. Поначалу его картины «Директор погоды» или «Продавец палок» могут показаться чистой эксцентрикой — игрой воображения, но если лучше присмотреться, то в них прочитываются очень убедительные поэтические образы. Отсюда и «игра», и «лицедейство» в названии выставки. Игровое, театральное начало брало верх у Тышлера, еще до того, как он стал знаменитым театральным художником. В его декорациях театр сродни балагану, где действо ра¬зыгрывается прямо на глазах, а зритель учится верить в чудеса и тайны.
Взгляд моллюска
Оказывается, глаза кальмара гораздо совершеннее человеческих. Новый проект Дарвиновского музея «Эволюция сложных органов» стартует с выставки о самом совершенном в мире оптическом приборе — глазе. Авторы выставки разобрали его на хрусталик, роговицу и сетчатку, разложили на пиксели и фоторецепторы, измерили поле зрения и… обнаружили, что глаз человека далек от идеала. На выставке посетители смогут посмотреть на один и тот же предмет глазами человека, лошади, вальдшнепа, сокола и стрекозы и обмануть свой мозг оптическими иллюзиями. Глаза мухи фиксируют до 300 «кадров» в секунду, а человек лишь 50. Чомга, пернатая любительница подводной охоты, видит одинаково хорошо как в воздухе, так и под водой. Но самый большой удар по человеческому самолюбию нанес… кальмар. Зрение этого моллюска примерно в 10 раз чувствительней нашего. Эти и другие открытия можно совершить в Дарвиновском музее с 29 июля по 1 октября.
Последние обсуждения