Невероятный хореограф, требовательный руководитель. 2 января 2017 года Юрию Григоровичу исполняется 90 лет. Уроженец Ленинграда, он стал известен, возглавив балет Кировского театра. Однако «золотой век» Григоровича пришелся на 30 лет работы в Большом театре. Именно для этой сцены он создал 9 оригинальных полнометражных балетов и столько же реконструкций или реставраций балетов классического наследия. Сегодня на этой сцене идут 11 его постановок. Накануне юбилея Юрий Николаевич рассказал о своей работе в Большом.
Юрий Григорович: Каждая работа рождалась из внутренних побуждений, отвечала неким настроениям и моему пониманию партитур композиторов Чайковского, Глазунова, Дворжака, Глинки, Прокофьева, Хачатуряна, Шостаковича, Эшпая, Адана, Минкуса, Делиба. В каждой объединялись силы хореографа, художника, дирижера, музыкантов, всей труппы Большого театра.
Одни балеты быстро репетировались и выходили к зрителю – «Щелкунчик», «Спартак», «Ангара»; другие продумывались долго, откладывались из-за внешних обстоятельств – «Иван Грозный», «Золотой век». Одни со времен премьеры не претерпели никаких изменений, те же «Щелкунчик» и «Спартак». А какие-то редактировались: «Лебединое озеро» «Ромео и Джульетта», «Золотой век».
Нам, артистам, всегда интересно исполнять партии в балетах Григоровича, потому что это – настоящие роли. И каждый артист чувствует себя значимым, тем, без кого не произойдет рождение целого спектакля.
Для нас, ведущих солистов, танцующих главные партии в балетах Юрия Николаевича, настоящее счастье исполнять не только своеобразную хореографию Мастера, но и его глубокие, выстроенные партии.
Григорович — уникальный творец, сочетающий в себе дар хореографа и режиссера. Каждый артист, не меняя движений, хореографии, обязательно вносит что-то свое, личное. И Юрий Николаевич всегда для каждого находит особенный рисунок, соответствующий его индивидуальности.
Балеты Григоровича прекрасны тем, что в них нет штампов. Уникальность его хореографии состоит в том, что каждая партия досконально продумана и как танцевальная партия, и как драматическая роль.
Юрий Григорович: У каждого балета свой характер и судьба, так и должно быть. Важно, чтобы судьбы были счастливыми, и молодые артисты хотели входить в эти балеты и оставлять их в активном репертуаре. Так и происходит сегодня.
В Большом труппа всегда была на высоте, я помню ее, начиная с конца 50-х годов, когда впервые приехал из Ленинграда ставить «Каменный цветок», а вскоре «Легенду о любви» и «Спящую красавицу».
Все годы моей работы главным балетмейстером Большого я стремился сохранить эту ценность – труппу Большого, и привлекать сюда тех, кто ее мог украсить индивидуальными чертами.
Юрий Григорович: Вслед за легендарными шестидесятниками Плисецкой, Стручковой, Кондратьевой, Тимофеевой, Максимовой и Васильевым, Бессмертновой и Лавровским, Адырхаевой и Лиепой, Владимировым и Сорокиной сложилось новое поколение артистов – Надежда Павлова, Нина Семизорова, Алла Михальченко, Татьяна Голикова, Мария Былова, Вячеслав Гордеев, Александр Годунов, Александр Богатырев, Ирек Мухамедов, Юрий Васюченко, Александр Ветров.
За ними шли следующие и следующие. Так формировалась и сохранялась труппа в своих основах и принципах. Как правило, для раскрытия индивидуального мастерства и артистизма нужен репертуар, новые постановки, этим мы и занимались все годы. При мне здесь поставили свои балеты свыше тридцати разных хореографов, наших и иностранцев.
Артисты балета Михаил Леонидович Лавровский и Александр Борисович Годунов на репетиции балета «Спартак». © РИА Новости. Александр МакаровПерейти в фотобанк
После реконструкции театра, которую проводила Группа «Сумма», в Большом были обновлены два малых репетиционных зала. Также на верхних этажах исторического здания появился репетиционный зал, который полностью повторяет историческую сцену. Незадолго до открытия театра после реконструкции в 2011 году именно здесь Юрий Григорович репетировал свою «Спящую красавицу». На сегодняшний день балетная труппа театра работает в самых современных условиях.
Юрий Николаевич поднял искусство мужского танца.
Во многих балетах он выводит мужской танец на первый план, чего раньше практически не было. Такие партии как Иван Грозный, Спартак или Красс – очень эмоционально заряжены. Танцевать эти партии – наивысшее достижения для танцора.
Безусловно, мы видели записи его балетов в исполнении Лиепы, Васильева, Максимовой, других мастеров. Огромное счастье, что они с нами работали и работают: эта хореография передается из поколения в поколение, из рук в ноги, можно сказать.
И это, наверно, главное, что продолжает держать русский балет на таком уровне — именно преемственность. Безусловно, мы привносим что-то свое. Хореография та же, но каждый танцовщик привносит свою индивидуальность танцовщика, свои эмоциональные краски.
Юрий Григорович: С нынешним поколением балетных танцовщиков у меня хороший контакт – все решает общность профессиональных установок, а не поколенческая разность. Они родились значительно позже премьер моих балетов, которые уже нагружены определенными исполнительскими традициями. Это значит, что они изначально попадают в ситуацию сравнений с великими предшественниками.
Представьте, что вы танцуете заглавные партии в «Спартаке», «Щелкунчике», «Иване Грозном» – после Владимира Васильева, Михаила Лавровского, Юрия Владимирова. Это не просто. Тем значительней результат выступлений новых артистов.
Я с интересом наблюдаю за процессом и в нем участвую. Как будто заново сочиняю движения, во всяком случае, проверяю сочиненное много лет назад. И прихожу к выводу: они замечательные, самобытные артисты. Посмотрите, как убедительны Светлана Захарова, Анна Никулина и Ольга Смирнова, Нина Капцова и Екатерина Крысанова. Из мужчин Денис Родькин, Михаил Лобухин, Владислав Лантратов, Артем Овчаренко, Руслан Скворцов.
Отличительной их чертой является уверенная техника и способность танцевать разный репертуар.
Балетный мир создан из одних движений, но каждое движение у Юрия Николаевича обязательно говорящее.
И это всегда интересно. В его балетах тело, как будто выражает себя по-другому.
В начале моего творческого пути я стала готовить балет «Каменный цветок». Когда партия была сделана, на репетицию пришел Юрий Николаевич. Многие жесты и позы сам показывал, объяснял. И даже сделал со мной несколько поддержек. Я вдруг почувствовала себя совершенно по-другому. Потом было еще много партий: «Спартак», «Раймонда»… Но от первой работы у меня остались самые яркие впечатления.
Вообще Григорович часто приходит на репетиции. Его замечания всегда очень тонкие –и всегда в точку. Юрий Николаевич исключительно музыкальный, слышит все нюансы и акценты. Поэтому даже мельчайшее непопадание начинает раздражать его. Но если Григорович сказал, что все исполнено точно – это высшая похвала.
Юрий Григорович: Артист балета должен быть творческим по натуре своей. Я не говорю о Школе, это не обсуждается. Мне всегда хорошо работалось с людьми, соединяющими в своих работах и в повседневности одно и второе.
В балете многое требуется – и внутреннее перевоплощение, чтобы партии не были похожи одна на другую, как две капли воды. И внутренняя культура, с которой лучше родиться, но которую в себе можно и накопить от роли к роли.
Последние обсуждения