Культура и политика: Большой театр впервые приехал в США при Трампе

Культура и политика: Большой театр впервые приехал в США при Трампе

Гастроли Большого театра в США всегда являлись событием не только культурным, но и политическим; не станет исключением и нынешний приезд труппы — первый при президенте Дональде Трампе.

Директор фестиваля Линкольн-центра Найджел Редден, пригласивший в Нью-Йорк артистов из России, признает, что от политики занавесом не отгородиться. Однако последние 19 лет во главе фестиваля он неустанно доказывает публике: между нами больше общего, чем кажется.
«Важность международных обменов сегодня увеличивается в мире, который так разделен и так пристрастен. Ведь очень просто поносить людей, которых вы не знаете, а вот знакомых — гораздо сложнее. Думаю, что каждый приезд артистов дает шанс увидеть жизнь других людей», — рассказал Редден РИА Новости.
«Политика влияет на все, и на нас, ведь мы живем не в вакууме. Мы знаем, что в этот момент отношения между частью правительства США и частью правительства России напряженные. Точно так же, как в предыдущий приезд Большого театра, и уж конечно так же, как в первые гастроли Большого в США в 1960-х годах. Первый приезд Большого театра был событием огромного значения — культурного и политического. Или вот прошлый раз (в августе 2014 года с балетами «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Спартак» и оперой «Царская невеста» в концертном исполнении)». Я знаю, были некоторые переживания, что будут сложности, так как это было в период вокруг событий в Крыму, но их не было», — сказал он.

Солисты балета Государственного академического Большого театра России Наталья Осипова и Иван Васильев исполняют па-де-де из балета Людвига Минкуса «Дон Кихот»
В этом году Линкольн-центр принимает артистов из разных стран не только в рамках одного фестиваля, но в рамках одного проекта. 20 июля артисты Большого театра, нью-йоркского «Сити-балет» и Парижской оперы отметят 50-летие одного из главных балетов XX века «Драгоценности» Джорджа Баланчина. Три ведущие балетные труппы выйдут на сцену, где в апреле 1967 года состоялась премьера постановки, которую с тех пор танцевали более чем в 60 театрах мира.

Для XX века первый бессюжетный балет стал поворотным моментом. Сегодня сценический модерн Баланчина — классика. «Без сомнения, это один из главных балетов второй половины XX века. Это необычный балет, который уходит в прошлое и смотрит в будущее. «Бриллианты» — это признание (артисту и педагогу) Льву Иванову и (французскому и российскому солисту и балетмейстеру) Мариусу Петипа. «Изумруды» — дань хореографам-романтикам XIX века. «Рубины» — это, конечно, балет XX века», — рассказал Редден.

Беспрецедентный масштаб юбилейной постановки — отражение неповторимого стиля хореографа и уникальное смешение культур трех стран в его жизни и творчестве. Баланчин — воспитанник балетной школы Мариинского театра в родном Санкт-Петербурге. В середине 1920-х годов он начинает работать в «Русском балете» с Сергеем Дягилевым в Монте-Карло и ставить в Париже. В 1933-м он снова меняет место жительства — на этот раз навсегда. В Нью-Йорке Баланчин основывает Школу американского балета, а затем труппу, которая в 1948 году становится «Нью-Йорк Сити Балет» (New York City Ballet).

Пятьдесят лет спустя драгоценные роли распределились соответствующим образом. Гости из Парижа исполнят первую, романтическую часть постановки — «Изумруды» на музыку Габриэля Форе. Хозяева исторической сцены представляют «Рубины» энергичной Америки на музыку нового времени Игоря Стравинского, артисты Большого — «Бриллианты» классического балета на музыку Петра Чайковского. В театре Дэвида Коха — доме New York City Ballet с 1964 года, «Драгоценности» пройдут пять раз. Большой театр и «Сити-балет» исполнят как «Рубины», так и «Бриллианты», французская труппа — только «Изумруды».
Директор Государственного академического Большого театра России Владимир Урин на Театральной площади. Архивное фото

За эти 50 лет язык балета стал поистине международным. Редден признался, что опасается за национальные стили и школы хореографии, однако отмечает, что московской, нью-йоркской и парижской труппам «еще есть много чему поучиться друг у друга».
С 26 по 30 июля Большой представит балет «Укрощение строптивой» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Жана-Кристофа Майо. Увидев его в Москве полтора года назад, Редден решил представить постановку в Нью-Йорке «неклассический Большой». «Эта постановка отличается от других балетов Большого, которые мы уже привозили. Это другая, непривычная сторона искусства Большого. Я подумал, очень ценно увидеть эту прекрасную труппу такой», — сказал он.
Фестиваль Линкольн-центра проходит с 10 по 30 июля. В этом году в программе 43 проекта, 20 из которых — международные, в том числе из Германии, Израиля, Кубы, Палестины, Сирии, и других стран.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>