Сегодня поздравления с 60-летием принимает Леонид Десятников – один из самых исполняемых современных композиторов. Свой стиль он определяет как «минимализм с человеческим лицом» и признается, что сочиняет – цитата: «трагически-шаловливые вещицы». В числе этих «вещиц» — оперы, балеты, вокальные циклы, симфония для хора и оркестра, музыка для кино. В честь юбилея композитора Большой театр, в котором Леонид Десятников целый сезон выполнял обязанности музыкального руководителя, устраивает фестиваль. Он откроется сегодня вечером в Концертном зале имени Чайковского и продлится до 1 ноября.
На репетиции праздничного концерта, ему посвященного, Леонид Десятников присутствует лично. На некоторое время сменил привычный и удобный Петербург на суетную Москву. Сменил нехотя, но того требует долг публичного человека.
«Я сейчас раздражен тем, что всевозможные торжества, связанные с юбилеем и суета вокруг этого, отвлекают меня от моей работы. Мне кажется, что рутина – более приятный способ существования для музыканта, чем бесконечные праздники, которые, в конце концов, тоже превращаются в рутину», — убежден композитор, заслуженный деятель искусств РФ Леонид Десятников.
Позади дирижера, в уголке, почти неприметный, он следит за каждой звучащей нотой. Ни одобрения, ни недовольства не показывает. Разве что еле заметная улыбка выдает его настроение.
«Леонид Аркадьевич человек опытный, и мы с ним не первый раз работаем, поэтому он всегда знает, что он мне может сказать потом, а я это донесу до оркестра в надлежащий момент в надлежащей форме», — говорит дирижер Александр Ведерников.
Ведерников был дирижером-постановщиком оперы «Дети Розенталя» — первой за тридцать лет оперы, специально заказанной Большим театром. Либретто написал Владимир Сорокин, режиссером выступил Эймунтас Някрошюс. Премьера прошла с большим скандалом – многие не приняли клонов Моцарта, Чайковского, Верди и Вагнера, оказавшихся на сцене в сегодняшних условиях, и вынужденных петь на вокзале.
«Я постарался понять его музыку. И понял, что Леонид Десятников на 10 голов выше. Любому режиссеру должно быть стыдно. Он очень образованный, интеллектуальный человек», — отмечает режиссер Эймунтас Някрошюс.
Скандал сыграл на руку – Десятникова узнали в мире. До этого петербургского композитора знали большей частью по его киномузыке, которую он часто потом переносил на сцену. Сочинения Десятникова играют много, и с каждым годом все чаще. Его любят исполнители – за то, что удобно пишет, любят слушатели – за то, что музыка доступна.
«Он находится в центре улицы. Он не принадлежит к какой-нибудь крайности – он не радикал, он не авангардист и не консерватор. Он находится в мейнстриме, в центре. Может быть, немножечко с краю, потому что он все-таки не столичный композитор, а петербуржец», — считает музыкальный критик Петр Поспелов.
Десятникова уже называют живым классиком, что ему безумно не нравится. Намного больше ему по душе – экспериментировать – со стилями, ритмами, даже композиторами: в его музыке угадываются аллюзии на Гайдна, Сен-Санса, Пьяццоллу, а петербургская традиция сочетается с американским минимализмом. В работе сейчас новое сочинение для фортепиано, о котором скрытный композитор особо не говорит.
Последние обсуждения