В Национальной галерее Венгрии открылась масштабная выставка русского авангарда «Революция в искусстве» из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ) — четыре десятка полотен Малевича, Кандинского, Родченко, Эль Лисицкого, Гончаровой, Ларионова и других мэтров авангарда.
— Уникальность выставки в том, что она целиком состоит из коллекции одного регионального музея (как правило, такие экспозиции создаются методом «сборной солянки»). Для нас это престижный сольный проект, — рассказывает директор ЕМИИ Никита Корытин. — Такое большое количество работ никогда еще не покидало музей.
Уникальное собрание русского авангарда «застряло» в Екатеринбурге в 1920 году. Тогда ради просвещения провинции по распоряжению наркома Луначарского прямиком из мастерских художников на Урал отправили выставку, презентующую все течения современной живописи. Однако актуальность авангарда вскоре миновала, картины скатали в рулоны и «похоронили» в подвале екатеринбургского музея до середины 80-х годов прошлого века, когда после масштабной реставрации они заняли место в экспозиции. Коллекция сохранилась в первозданном состоянии, как своеобразная машина времени, она представляет ровно те работы, которые корифеи русского авангарда сочли достойными для представления нового искусства.
— Это выдающаяся коллекция, которая представляет один из самых захватывающих периодов истории искусства — не просто художественную революцию, но время сейсмических социальных потрясений, — отмечает директор Национальной галереи Ласло Баан. — Для нас важно, что действительно первое знакомство с этой коллекцией за пределами России состоялось в Будапеште.
Выдающаяся коллекция, представляющая один из самых захватывающих периодов истории искусства.
Куратор Марианна Гергеи решила эту «связь времен» за счет колорита: от «бубновалетовцев» как представителей «старого мира» в задрапированных красным залах — до «нового мира» и супрематизма Малевича в сияющих белизной стенах. Для создания исторического фона рядом с картинами на мультимедиаэкранах представлено кино российского авангарда (Вертов и Эйзенштейн) и кинохроника — от царя Николая II в купальне до Ленина на митинге.
— Совершенно иное отношение к авангарду, чем у нашего зрителя, — рассказывает заведующая отделом ЕМИИ Ольга Горнунг. — Реставраторы будапештской галереи распаковывали каждую работу с благоговением.
Последние обсуждения