Кинофлотилия на Неве отправится к «Сердцу Байкала»

Кинофлотилия на Неве отправится к «Сердцу Байкала»

Это был кинофорум с очень необычной дислокацией. Впервые в истории фестивального движения была построена кинофлотилия, которая сначала отправилась в навигацию по Неве, а затем пришвартовалась к пяти набережным Санкт-Петербурга. И на городских улицах зазвучали голоса Леонида Утесова, Любови Орловой, Алексея Рыбникова, Татьяны Самойловой, Олега Даля…
В Санкт-Петербурге на международном кинофестивале «В кругу семьи» осваивали новый способ демонстрации фильмов: на специальных понтонах создали водные кинотеатры, в которых ночью нон-стоп показывали шедевры из золотой коллекции Госфильмофонда, а также российские и зарубежные премьеры картин о семейных ценностях.

Много ли новых фильмов можно отнести к этой категории, и зачем сегодня нужны кинотеатры на воде, мы обсуждаем с президентом общенациональной программы «В кругу семьи» Александром Ковтунцом. Ведь в эти дни фестиваль на Неве передает эстафету его следующему проекту — кинофоруму «Сердце Байкала»: до 9 июля в Иркутске и Иркутской области на открытых городских площадках будут демонстрироваться программы семейного и детского кино. Все мероприятия для жителей региона проходят бесплатно.

Александр Сергеевич, в разных городах на каждом фестивале ваша команда во главе с арт-директором Александром Калмыковым готовит уникальное «водное» представление: в Калининграде в юбилейный год Чайковского это был балет «Лебединое озеро», сыгранный прямо на воде, на озере Верхнее; под Иркутском — феерическое лазерное шоу и концерт Дениса Мацуева на Байкале… В Санкт-Петербурге ваша любовь к водным культурным проектам достигла петровских размахов, и вы построили целую кинофлотилию. Поделитесь опытом создания плавучих кинотеатров.

Александр Ковтунец: Мы каждый раз стараемся придумать что-то необычное, чтобы возникла особая атмосфера. Ведь для семьи важна атмосфера, а мы сейчас говорим про семейное кино.

Кинотеатры на воде — наше ноу-хау этого года, ни на одном фестивале мира не было ничего подобного. У нас было пять понтонов. Изначально мы хотели сделать больше, но они оказались невероятно дорогими, и мы ограничились пятью. Нужно же было и сам понтон построить, и его оборудовать, поставить экран, качественный звук, придумать декорации, подходы к нему, надежно укрепить, а время от времени еще и отправлять в плавание — когда нам давали фарватер. Когда же кинотеатры стояли на причале, любой прохожий мог увидеть избранное из коллекции Госфильмофонда советского и российского кино, и некоторые фестивальные конкурсные фильмы семейной тематики.

Мне кажется, такие необычные показы должны привлекать зрительское внимание к семейному и детскому кинематографу. Не к какому-то коммерческому кино, а именно к той идее, ради которой мы и проводим фестиваль: к идее семейного возрождения. Это запоминается, и если мы не навязываем семейные ценности, а преподносим их креативно, то тогда люди с удовольствием идут на сеансы.

На фестиваль, «в круг семьи», фильмы отбираются самые разные — от режиссерского дебюта Юрия Куценко «Врач» до картины обладателя Оскара, итальянского режиссера Габриеле Сальваторес «Невидимый мальчик». Вы готовите две международные программы — взрослую и детскую. Какую сложнее собрать? И почему так тяжело обстоят дела с популяризацией детских фильмов — ведь никто не против ни семейного, ни детского кино, но почему его так сложно увидеть в прокате?

Александр Ковтунец: С точки зрения телевидения, мешает закон о невозможности показа рекламы в детских фильмах. А с точки зрения кинотеатров, им лень рисковать и заниматься историями, у которых нет большой рекламной кампании. Три года назад мы выпускали фильм «Страна хороших деточек», и он шел одновременно с «Хоббитом». У нас было 30 миллионов на поддержку, а там — 300 миллионов. Нас поставили на 9 и 12 утра, их — во все остальные сеансы.

Существуют продюсеры, которые снимают детское кино, но так как его сложно показывать, их все меньше и меньше становится. Но я уверен, что мы преодолеем эту ситуацию — не знаю как, но дорогу осилит идущий. Например, у нас на фестивале шел детский фильм «Тайны Снежной королевы», который много лет снимала Наталья Бондарчук, и, наконец, его доделала. И приз зрительских симпатий получил российский детский фильм Андрея Томашевского «Уроки выживания».

А поскольку хотя бы в рамках фестивалей такие фильмы существуют, и на них приходит зритель, я думаю, рано или поздно найдется такой кинопрокатчик, который скажет: хочу, чтобы детского кино в кинотеатрах России было больше.

И в Санкт-Петербурге, и в Иркутске вне конкурса стоит психологическая драма о войне «Я — Учитель» режиссера Сергея Мокрицкого. Вы, совместив обязанности продюсера и президента семейного фестиваля, сыграли в нем главную роль. И ваш герой, в годы Великой Отечественной войны продолжая преподавать в школе на оккупированной территории, вынужден решать вопросы сохранности семьи, чистой совести и, в конечном счете, цены жизни, в экстремальных для человека обстоятельствах.

Александр Ковтунец: Нам часто кажется, что мы можем занимать нейтральное положение. Но когда речь идет о семье и вере, это не так. Мы всегда идем или вверх, или вниз, и каждый поступок приближает нас или к спасению, к помощи людям, или наоборот. Учитель проходит через те сомнения и падения, с которыми в жизни сталкивается, возможно, каждый из нас — просто он проходит их в условиях войны, когда любой выбор очень ярко виден.

Фильмы такого характера — о нравственном выборе — как мы говорили, не просто берутся нашими прокатчиками. Но нам было важно, чтобы он дошел до наших зрителей. В Китае, с китайскими зрителями это уже случилось — «Я — Учитель» взяли в основной конкурс национального кинофестиваля. Наград он не получил, но нам было приятно, что его отобрали в число пятнадцати конкурсных фильмов, тогда как заявки присылали 443 картины из 42 стран.

Лучшая реакция на ваши кинопрограммы — когда после показов люди тут же хватаются за телефоны звонить домой детям или родителям, узнавать, как у них дела…

Александр Ковтунец: В нашем сумасшедшем ритме мы все время работаем, пытаемся заработать деньги, чтобы прокормить семьи, а о душе самых дорогих нам людей порой забываем. Так вот мы собираем те фильмы, которые напоминают о близких, добрых человеческих отношениях и показывают, как можно помочь сохранить семьи, чтобы российские семьи были бы крепкими. И мы продолжаем проводить наши фестивали, — мы рады, что кинофлотилия доставила много радости петербуржцам, и будем думать, как продолжить эту традицию в других городах.

XI фестиваль семейных и детских фильмов проводился при поддержке Министерства культуры России, Госкорпорации Ростех, комитета по культуре Санкт-Петербурга. «В круг семьи» он собрал картины из России, Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Ирана, Польши, Словакии, Турции, Франции, Чехии, Эстонии и Японии.

Международное жюри возглавил народный артист России Станислав Любшин, а вошли в него актер и кинорежиссер Всеволод Шиловский, сценарист и режиссер Ма Санцянь (КНР), продюсеры Дмитрий Рудовский и Бретт Уокер (Великобритания), петербургский кинокритик Ольга Шервуд.

Гран-при присудили фильму «Ева Нова» (режиссер Марко Скоп, Словакия). Лучшая режиссерская работа — Дариуш Гажевски, «Странный рай» (Польша — Швеция). Лучшая операторская работа — Турай Аслани, «Миссис» (режиссер Тина Пакраван, Иран). Лучшая мужская роль у актера Федора Лаврова, фильм «Ивановы» (режиссер Саша Кириенко, Россия). Лучшая женская роль у Эмилии Вашарьевой, фильм «Ева Нова» (Словакия). Специального упоминания жюри удостоились фильм «Врач» Юрия Куценко за режиссерский дебют, и актер Патрик Холубар, исполнитель главной роли в фильме «Дэвид» (режиссер Ян Тешител, Чехия). Фестивальные показы проходили на Университетской, Английской, Мытнинской, Петровской набережных, стрелке Васильевского острова и в открытой киностудии Лендок.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>