В Калининграде открылся 11-й по счету фестиваль «Короче», который с этого года уже нельзя назвать киносмотром только короткого метра. «Нарушила правила» новая программа дебютов: таким образом, «Короче» взял на себя миссию еще одного российского кинофестиваля дебютных фильмов. Но выгодная позиция, отличающая «Короче» от остальных — имя и статус отборщика этой программы. Ситора Алиева — многолетний программный директор «Кинотавра», человек, который делал не один запоминающийся конкурс дебютов. В 2023 году она создает еще один такой.
Первый дебют показали уже на открытии. Это картина Тины Баркалая «Сказки Гофмана». Продюсер фильма — Екатерина Филиппова, «РГ» ранее писала о ней в связи с кинофестивалем в Выборге — там картина «Нина» (режиссер Оксана Бычкова), над которой она работала, также открывала кинофестиваль, входила в конкурс и была удостоена в итоге двух призов.
«Сказки Гофмана», как и «Нина», рассказывает о судьбе молодой женщины — героине тоже 30 с небольшим. Только героини Екатерины Вилковой и Юлии Пересильд («Нина») разнятся, хотя и похожи в своем светлом отношении к миру. Разный в обеих картинах и Евгений Цыганов. В «Сказках Гофмана» он играет уставшего Гарика — и эта роль может стать мемом для артиста — он во многих картинах, где снимается, изображает «уставшего Гарика». Но — по порядку.
Екатерина Вилкова в «Сказках Гофмана» предстает в нетипичном для себе образе. Более того — такой главной роли у актрисы еще не было. Ее героиня — Надежда Страхова, словно оправдывая свою фамилию, боится всего на свете и саму себя в первую очередь. Работает в библиотеке, общению с людьми предпочитает «разговоры» с книгами, по вечерам — гардеробщица в театре. На двух работах потому, что вынуждена кормить семью. Муж Виталик буквально не встает с дивана — то еда, то телевизор… И вообще — зачем корячиться за копейки. Формально он болен, но болезнь очень выгодна — теряет память, когда ему это нужно.
Так бы и жила Надежда тихой и неприметной жизнью, терпя помыкания Виталика, не устающего напоминать жене об ее никчемности, но однажды в театр забрел тот самый «уставший Гарик»: Евгений Цыганов играет второго режиссера или администратора съемочной площадки и принадлежит миру кино и рекламы (кстати, режиссер Тина Баркалая ранее занималась и рекламой, так что хорошо знает, о чем снимает). В данный момент Гарику срочно нужна дублерша с красивыми руками. И взгляд его падает на руки Нади…
Ситора Алиева говорит, что из фильма «Сказки Гофмана» можно понять, что все — в твоих руках. Эти слова можно смело брать слоганом к картине. Она действительно во многом посвящена рукам человеческим. Аллегориям нет числа. Разумеется, Надежде никто никогда не говорил, что у нее красивые руки — на нее вообще не обращали внимания. И съемки — вначале в рекламе, потом в кино — коренным образом меняют и ее жизнь, и ее саму. Дело происходит в 90-е, поэтому доллары — которыми тогда рассчитывались — заводятся и в семье Надежды. Виталик начинает копить на машину. Чтобы не повредить руки-кормильцы домашней работой, Надежда нанимает домработницу Нодиру (Наргис Абдуллаева), и жизнь ее все ускоряется и ускоряется. Впрочем, время на то, чтобы принять и узнать себя, а также понять — чего она хочет, у Надежды остается…Любит ли она мужа, влюблена ли в Гарика, останется ли работать в библиотеке…
Фильм насыщен яркими второстепенными персонажами — Ксения Кутепова в роли профессиональной музы, Анна Ардова — сплетница-гримерша на съемочной площадке, Наталья Павленкова с башней-укладкой — руководительница из библиотеки. Буквально несколько секунд на экране Алексей Гуськов. Но какой! В роли невозвращенца книг, но талантливого экспериментатора. Все в фильме «Сказки Гофмана» продумано до последней тени. Видно, как режиссер тщательно работала над каждым кадром и персонажем. Картина — как содержимое музыкальной шкатулки — прелестна, легка, и вся тщательно отполирована. Иногда, пожалуй, даже более тщательно, чем хотелось бы. Так, Максим Стоянов слегка переигрывает-пережимает, играя своего Виталика. Но он — артист такого уровня, что ему простительно.
…Все мы, кинозрители, видим, что в нашу жизнь стройным отрядом идут сказки. Снимается два фильма «Огниво», «Бременские музыканты», «По щучьему велению» и так далее. Но хорошо, что перед грядущим нашествием появляются именно такие «Сказки Гофмана» — не похожие ни на какие другие. Где за кадром рассказчик -сказочник, как некий российский Оле-Лукойе представляет судьбу отдельно взятой Надежды. И что-то есть в том, что фильм впервые показывают именно в Калининграде — месте, для которого Гофман совсем не чужой. Стоит отъехать в Светлогорск — дорога займет 20 минут, и вот там Гофман на каждом шагу. Трудно было лучше выбрать картину для открытия кинофестиваля в этом месте. Более того, пожалуй, это один из самых удачных выборов фильма-открытия «Короче» за всю историю фестиваля.
Впрочем, насколько удачен фильм, предстоит оценить профессиональному жюри. Конкурс дебютов в этом году оценивают кинорежиссер, сценарист и продюсер Борис Хлебников (председатель), режиссер и сценарист Наталия Мещанинова, актриса Ирина Розанова и продюсер, заместитель директора телеканала «Россия 1» Ясмина Бен Аммар. То есть те люди, для которых ручная работа и имя «Надежда» тоже играют не последнюю роль. Кстати, по иронии судьбы, дебют Наталии Мещаниновой так и назывался «Комбинат «Надежда». Вышел в 2014 году.
Последние обсуждения