«Конец сезона». Драма. Сценарий Елены Райской. Режиссер Константин Худяков.
Кадр из фильма «Конец сезона». Юлия Снигирь, Анна Чиповская, Юлия Пересильд — в ролях трех сестер. Почти чеховских.
Русская литературная классика продолжает свою жизнь не только в нашей памяти, но и в генах, в повседневной жизни, в новом творчестве. Только этот наш 11-й «Дубль дв@» ненамеренно вобрал в себя сразу несколько фильмов, вдохновленных любимейшим из русских гениев Антоном Павловичем Чеховым. От прямой экранизации его ранних новелл («Джокер») до отзвуков его мелодий, ясно слышимых в таких фильмах о современности, как «Воскресенье», «Выше неба» или «Конец сезона».
Одним из них мы начинаем фестиваль — последним продюсерским проектом Станислава Говорухина, картиной Константина Худякова, знакомого зрителям по драме «Успех». Герой «Успеха», режиссер-новатор, ставит в провинциальном театре чеховскую «Чайку»; Чехов незримо присутствует и в «Конце сезона» — современных вариациях на темы «Трех сестер».
Действие происходит в прибалтийском городке, куда суровые 90-е закинули трех сестер из семьи военного — Елену, Веру и Анну. Все остро ощущают свою неустроенность в личной жизни — у каждой есть на то свои причины. Все тоскуют по оставленной Москве. Дачный дом добротен и достаточно просторен, чтобы сдавать курортникам свободные комнаты — так в сюжете появляются молодой литератор и панкующий вихлястый юноша, а в соседнем доме — какой-то молчаливый «новый русский» со своей охраной.
И возникает вязь отношений, за которыми интересно следить — потому что и сценарий неглуп, и актеры хороши. Где-то я прочитал, что наше кино почти не касалось этого странного ельцинского десятилетия, которое одни клянут, а другие вспоминают с ностальгией. Так вот, перед нами фильм, где авторы пытаются их осмыслить, — трагедию одних, криминальный разгул других, иллюзии третьих… Здесь все окажутся чуть иными, чем ожидалось. Расслабленная «чеховская» атмосфера будет раскаляться, пока не приведет к взрыву. Отдельная тема — отношения между населением вчерашних «братских республик», и участие прекрасных литовских актеров придает картине дополнительную достоверность. Создатели фильма не выносят свои вердикты — хотят с максимальной долей объективности вернуть нашей памяти важную часть российской истории как зону, где схлестывались полярные точки зрения, нравственные позиции и политические взгляды. Как территорию, где рушились надежды.
Мне кажется, что фильм заслуживает доброжелательного внимания зрителя не как созерцателя (мол, чем вы еще нас удивите?), а как современника и собеседника его авторов, готового вместе с ними думать, их поддержать или с ними поспорить. Что, надеюсь, и произойдет после просмотра на форуме фестиваля.
Из отзывов наших зрителей
Лидия Иванова-Верблоу:
— Кто более кинематографу ценен? Люди или кинокритики? Конечно же, кинокритики тоже люди. Но все, кто «тоже» — заведомое меньшинство. «Дубль дв@» уповает на большинство. На этом фестивале Зритель предстает не как Великий Немой, а в необычном для зрителя качестве. Всем, приобщившимся к показам и обсуждениям «Дубль дв@» дарит неимоверный драйв. Поверьте, друзья! На себе испытано.
«Дубль дв@» — живое доказательство, что «онлайн» далеко не просто техническое достижение. «Дубль дв@» — площадка для откровений российского кино, зачастую не распознанных российским кинопрокатом. И всё это на блюдечке с голубой каемкой, не выходя из дома.
Татьяна:
— Всегда смотрю «Дубль дв@» с неизменным интересом и азартом. Уже с начала каждого нового года начинаю поглядывать на фестивальный сайт, чтобы узнать, в какие даты он будет проходить. Отобранные для фестиваля фильмы вызывают разные эмоции и мысли некоторые — восторг (иногда даже пересматриваю их позже), некоторые — отторжение. Но это всегда возможность увидеть современное российское кино как процесс, узнать новые имена талантливых режиссеров, сценаристов, актеров. Не успеет завершиться один фестиваль — а я уже с нетерпением жду следующего…
Николай Владимирович:
— В нашем небольшом городе только один кинотеатр, и идут там или далеко не лучшие голливудские фильмы, или такие наши комедии, что человеку, знакомому с настоящим искусством, их лучше не смотреть. Когда я впервые узнал о фестивале «Дубль дв@», то, честно говоря, удивился: оказывается, есть и в новом российском кино хорошие, даже отличные фильмы. Но тогда почему их нет в кинотеатре? Смотря ваши программы из года в год, я каждый раз поражаюсь этой нелепице: кино есть, но его как бы нет. Представляю, как обидно талантливым людям работать «в корзину». Я читал о советской цензуре, о фильмах, положенных «на полку». Но таких фильмов были единицы — а теперь, судя по всему, их без всякой цензуры отправляют в небытие прямо десятками. Спасибо фестивалю, что он их извлекает из небытия и отправляет по назначению — к зрителям.
Анна:
— «Дубль дв@» — уникальное событие для польских зрителей, единственная, кроме фестиваля «Спутник над Варшавой», познакомиться с новым кино России. И это особый случай: можно смотреть выдающиеся фильмы, не выходя из дома. Я благодарна организаторам и промоутерам этого проекта за возможность более близкого знакомства с русской культурой и обязательно буду участвовать в новом фестивале.
Последние обсуждения