Каким себя увидит Ростов в музее своей истории

Каким себя увидит Ростов в музее своей истории

Идея создания музея Ростова-на-Дону высказывалась различными градоначальниками ещё с 2015 года. Сначала глава администрации Ростова Сергей Горбань (2014-2016) собирался открывать музей в историческом здании на углу переулка Соборного и улицы Шаумяна. Затем, после многочисленных обращений общественников, которые просили спасти от сноса красивейшее здание на улице Московской, 72, возникла идея переоборудовать под музей именно его. Идею подхватил и следующий мэр города Виталий Кушнарёв (2016-2019), однако до конца довести её не успел — в апреле 2019 года он покинул свой пост без объяснения причин.

Наконец, в августе 2020 года администрацией было принято окончательное решение создании музея истории Ростова-на-Дону. Как отмечали общественники, единственного краеведческого и других музеев, слабо связанных с историей города, для миллионного Ростова недостаточно. Необходимо место, где люди могли бы узнать полную историю донской столицы с момента её образования до наших дней, а не отдельные эпизоды. Этой цели и должен послужить музей истории города, который ориентировочно откроется в 2024-2025 годах в известном на весь город «Доме с ангелами» на улице Московской (бывший доходный дом наследников купца Максимова или «дом Кисина»), пребывающем сейчас в аварийном состоянии. В ноябре 2021 года здание законсервировали, а сегодня ведутся работы по разработки проекта его реставрации.

Тем не менее, формально музей Ростова уже создан и даже назначен его гендиректор — Сергей Гордиенко. Историк по образованию (магистр истории), до этого он работал замдиректора по научной и экскурсионной работе Исторического парка «Россия — моя история», а ранее — на различных должностях в управлении Минкультуры России по ЮФО и СКФО. Пока что музей функционирует на базе парка «Россия — моя история». «Эксперт ЮГ» поговорил с Гордиенко о миссии музея и о живой истории.

Город дозрел до музея имени себя
— В чём состоит смысл создания музея Ростова, на ваш взгляд?

— Музей — это тот самый краеугольный камень, до которого «дозревает» любой город или любая группа людей, которая хочет сохранить свою идентичность, то, что позволяет нам быть нами. Вот когда мы понимаем, что у нас есть особые точки соприкосновения, мы пытаемся каким-то образом их выразить. И по моему мнению, когда в 19 веке в Ростове благодаря тогдашнему градоначальнику Андрею Матвеевичу Байкову было инициировано создание городского музея, это было сделано неспроста.

Наш город богатый, купеческий, развивающийся. Он должен транслировать свои смыслы вовне и вовнутрь. Посредством чего? Памяти о тех действиях, которые на территории этого города происходили. Человек что-то создавал, образовывались предприятия, учебные заведения, какие-то феномены появлялись внутри города. Весь этот нарратив — огромный, устный, фольклорный — должен обрести какую-то форму. В настоящее время он обретает форму в отдельных организациях — на крупных предприятиях, таких, как «Ростсельмаш», в ведомственных организациях, учебных заведениях и других почти у каждой структуры есть музей.

Ростов — это одна большая семья, корпорация, которая созрела для того, чтобы то обилие информации, которое у нас есть, преобразовалось в то, что мы могли бы показать вовне и сказать: «Это — мы, в таком многообразии».

Мы не переводим людей от одного краеведа к другому, от одного экскурсовода к другому. Мы создаём то место, которое транслировало бы мысли о Ростове, в котором мы сможем сами себя представить такими, какими мы хотели бы, чтобы нас видели. Так что первая цель музея — объединяющая, вторая — элемент просвещения и, разумеется, сохранение нашего наследия, а также досугово-познавательной деятельностью, когда можно в непринуждённой форме провести время с пользой для себя.

Город от «древних времён» до современности
— Каким всё-таки будет музей истории Ростова?

— Администрация города сейчас работает над проектом реставрации и приспособления под создание музея дома по адресу улица Московская, 72. Это трёхэтажное с подвалом здание общей площадью 2013 квадратных метров. Это одно из красивейших зданий, которое можно представить себе в нашем городе, находится в центре, центральней не придумаешь.

— Уже понятно, какой будет экспозиция музея?

— Экспозиция не может родиться до того, как у нас появятся предметы. В настоящее время мы собрали уже более тысячи экземпляров, причём совершенно разных. Одно время мне казалось, что мы будем собирать только документы и фотографии, потому что их легче всего передать, но я заблуждался. Люди принесли много исторических предметов: фотоаппараты, проигрыватели, стулья, шкафы, пианино. Внутри экспозиции мы постараемся показать историю Ростова от начала зарождения города и до наших дней. К сожалению, сегодня цельной картины истории Ростова-на-Дону в одном месте не представлено. Мы хотим создать такую экспозицию, которая смогла бы раскрыть сам Ростов. Чтобы человек приехал и мог увидеть историю города, написанную в лицах горожан, в предметах, идеях и делах.

В дальнейшем мы планируем пополнять фонды музея за счёт археологических коллекций. В настоящее время, когда проходят археологические раскопки, культурного слоя города 18-19 веков, он не очень-то интересен музеям города, как правило, они не принимают предметы этого периода, считая материал расходным и малозначимым. Но то, что я вижу среди материалов, порой уникально для истории Ростова. Например, археолог Игорь Николаевич Парусимов, проводя раскопки на территории некрополя Кизитиринского городища, нашёл один из первых водопроводов Нахичевани и много иных примет раннего развития нашего города.

Экспозиционная часть будет построена от 1749 года (даты основания крепости св. Дмитрия Ростовского) до наших дней. Я разбиваю эту историю примерно на девять тематических зон, которые могли бы объединить определённые этапы развития нашего города.

В отдельном зале мы проиллюстрируем предысторию развития местности, в которой родился наш город. Почему это очень важно и интересно? Нужно, чтобы человек понимал, что это место было обжитое. Наш город располагается в таком месте, где люди хотели жить и жили, жили долго, продолжительно и возвращались на это место. Здесь появился город неспроста, а тем более наш город, который состоит из множества населённых пунктов — Ростов, Нахичевань, Нижнегниловская и Александровская станицы — огромный конгломерат, который продолжает расширяться. Экспозиция раскроет все эти этапы, будет и задел на будущее. Мне всегда в музеях не хватает последнего слова-продолжения. Ты выходишь на современность — и история заканчивается. Но мне бы хотелось, чтобы мы видели дальше — куда развивается город? Если музей создан, он обращён в будущее.

— Во сколько обойдётся создание музея?

— Сейчас администрацией выделены 44 миллиона на разработку проектно-сметной документации. Здание очень непростое, проектировщик занимается разработкой конструктивных решений внутри и снаружи здания. Я думаю, когда ПСД полностью завершат, мы будем понимать, какая сумма потребуется на реставрацию. Сейчас я не могу даже приблизительно сказать, потому что здание нестандартное. Сложность в том, что это объект культурного наследия регионального значения, в связи с чем должны быть соблюдены жёсткие нормы и правила, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия.

— Что будет в археологической зоне музея?

— Мы надеемся, что сможем получить все необходимые документы для принятия археологических предметов. С ними есть определённые нюансы: они находятся в государственной собственности, они от неё неотделимы, а для хранения государственной собственности необходимо получить очень много разрешительных документов. Мы сейчас ведём по этому поводу работу, консультируемся с надзорными организациями в этой сфере и, в принципе, пока мы не видим причин, почему мы не можем этим направлением заниматься.

Музей — это тот самый краеугольный камень, до которого дозревает любой город или любая группа людей, которая хочет сохранить свою идентичность

Мы планируем локализовать временной и территориальный отрезок археологических предметов, которые будут поступать в наш музей, чтобы не сложилось впечатление, что мы подменяем собой краеведческий музей, который занимается более широкими историческими пластами по всей области. Пока мы будем собирать предметы с момента образования таможни до 20-х годов 20 века. Мы также будем формировать более ранние коллекции, связанные с памятниками на территории Ростова-на-Дону. Древнейшие из них, которые мне известны, это бронзовый век — так называемые Левенцовское и Каратаевское городища, которые можно было бы показывать даже с выездом на место. Если на этих территориях возобновятся археологические экспедиции и мы сможем сформировать фонды так, чтобы мы могли принимать эти предметы, мы будем их принимать.

Есть ещё интересные объекты. У нас прокладывались трамвайные пути по улице Станиславского. Это тот самый приятный пример, когда археологическое сообщество и строители работали рука об руку и получили интересные результаты. Речь идёт об исследовании двух территорий, связанных с меотскими городищами. Были сделаны интереснейшие находки, которые позволяют расширить наше представление о народах, проживавших на территории современного Ростова, в начале нашей эры.

В последующем, когда музей будет существовать, мы получим реальную возможность создавать и поддерживать «археологические окна» (музеефицированный археологический слой в черте города), открыть их и презентовать. Участки на улице Станиславского хорошо законсервировали и, в принципе, их вполне можно расконсервировать и показать, снабдив пояснительными элементами. Но это должно делаться на высоком профессиональном уровне музеефикации и соблюдения законодательства в области охраны объектов культурного наследия и музейной деятельности.

Экспонаты для музея буквально под ногами
— Осенью 2021 года в «Доме ангелов» на Московской, где должен открыться музей, администрация совместно с общественниками провела субботник и законсервировала здание. В тот день вы там нашли экспонаты. Помните, какие именно?

— Конечно, помню. У нас таких предметов много, но мы трепетно относимся к каждому из них. Предметы, которые были обнаружены в Доме с ангелами, можно разбить на несколько групп. Мы нашли посуду шестидесятых, семидесятых, восьмидесятых годов, взяли ряд печатной литературы, которая была очень специфической для своего времени — девяностых годов. Опять же, она находилась внутри дома, и мне кажется, что в дальнейшем это будет интересные экспонаты. И, наверное, очень знаковый элемент — мы смогли сохранить отопительную батарею. Если она будет пригодна для современного использования, я думаю, мы сможем установить её в определённом зале экспозиции. Было бы здорово, если бы мы смогли такой элемент сохранить и представить.

Есть вещи, которые уходят безвозвратно, если на них не обращать внимания. Например, в Ростове XIX века около многих домов была коновязь. Где сейчас коновязи? Раньше по городу было огромное количество водяных колонок. А где они сейчас есть? Этот элемент себя изжил, как и газовые или фотогеновые фонари. Вы же тоже их не наблюдаете, хотя одно время город был ими усеян. Но «кто-то» посчитал, что они уже не нужны, и история просто вычеркнула их из нашего города.

— Многие здания в Ростове сносят. Можно ли брать экспонаты из домов, которые всё равно обречены на снос?

— Есть случаи, когда тот или иной предмет, находящийся внутри здания или на нём, может представлять историческую ценность для самого города, но свой функционал уже не выполняет. Идеальный вариант — когда делается реплика предмета, её помещают на само здание, а сам исторический предмет, который необходимо сохранить, передают в музей. Такой путь я считаю правильным, логично передать исторический предмет в музей, а на его место поставить реплику, указав, что оригинал находится в музее истории города. У нас был опыт, который мы в первый раз попробовали совместно с общественной организацией «Мой фасад». С одного из зданий, которое попадает под снос, мы сняли козырёк 1872 года.

Многие люди полагают, что музей — это только экспозиция. Нет, экспозиция — вершина айсберга. Музей — это прежде всего хранение, систематизация, учет, поддержание в состоянии, которое было бы пригодно для визуализации, научное осмысление и реставрация. И это огромная работа.

— Директор Пушкинского музея в Москве Марина Лошак говорила в одном из интервью, что она против интерактивных сенсорных экранов в музее. По её мнению, этим сегодня никого не удивить. Что насчёт музея истории Ростова? Ждать ли интерактива и мультимедиа?

— Мне кажется, что музей — это прежде всего предметы, это о предметах, это через предметы. Но есть элементы, которые позволяют нам дополнительно что-то узнать. Например, у вас есть дневник воспоминаний, и его читает человек, который был связан с этой семьей. Или когда вы видите, например, военную форму, размещённую на манекене с оружием. Совершенно другое дело, когда вы можете посмотреть на оцифрованного человека, на его движения, на функционал, применение оружия.

Что ещё интересно, вот есть у нас экскурсовод, но есть же и аудиогид. Это удобство, это комфорт. Это то, что позволяет тебе погрузиться в эту атмосферу, если ты хочешь побыть наедине с предметами. Но если ты достаточно некомпетентен, и тебе нужно пояснение гораздо более глубокое, чем то, что размещено в аннотации к предмету, то хорошо, когда есть дополненная реальность, и ты можешь увидеть, кто им пользовался и в каком случае. Интерактив позволяет более компетентно раскрыть определённые темы, я сейчас не говорю о развлекательной составляющей, которая позволяет человека вовлечь. Когда говорят, что в музее должно быть меньше мультимедиа, наверное, это говорит директор музея-заповедника, у которого территория позволяет делать человека сопричастным. Это ландшафты, водоемы, пространство, где ты гуляешь. Упускать такую возможность, когда ты находишься внутри городской среды и не можешь в этом вопросе развернуться, было бы, на мой взгляд, неверным.

Метки записи:  , , ,
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>