Басни, стихи на финском и балетные номера в исполнении пенсионеров — так проходит отбор на программу профессиональной переподготовки «Актер театра и кино». Международный центр «Легкие люди» в Санкт-Петербурге объявил набор на бесплатное обучение актерскому мастерству для желающих старше 60 лет. Было подано почти 100 заявок не только из России, но и Казахстана, Белоруссии, Израиля. Самому старшему претенденту 72 года.
Коренная петербурженка, пенсионерка Ольга Миловидова — по профессии филолог, специалист по финскому языку и председатель российского «Общества любителей финской ходьбы». Годы преподавания в университете имени Герцена, две диссертации, десятки научных публикаций, взрослый сын, никакого актерского опыта. Тем не менее своим артистичным исполнением финских стихов Ольга Витальевна покорила судей уже в первом туре. Конкурсанты представляли чтецкую программу и пластические номера — современные танцы, танго и даже балет.
Во втором туре, который состоял из собеседования и задания по билету, пятеро финалистов готовили этюд вместе с молодыми абитуриентами. Миловидова обошла не только конкурентов своей возрастной группы, но не уступила и будущим сокурсникам вдвое младше. В итоге грант на обучение в размере 255 тысяч рублей достался именно ей. В ближайшие полтора года победительница посвятит себя освоению новой профессии.
Всевозможные курсы профессиональной переподготовки для взрослых существуют давно, но актерское мастерство традиционно считается прерогативой молодых. В творческие вузы на такие специальности берут до 23 лет, поэтому для тех, кто решил посвятить себя театру или кино в зрелом возрасте, вариантов практически нет.
Четыре года назад исправить эту ситуацию взялись создатели международного театрального центра «Легкие люди» в Санкт-Петербурге. Совместно с Государственным институтом кино и телевидения они разработали программу обучения, гарантирующую студентам диплом СПбГИКиТ и возможность работать по новой специальности. Чтобы наглядно показать, что под взрослыми подразумеваются люди абсолютно любого возраста, было решено объявить отдельный набор для абитуриентов 60+.
У центра уже был успешный опыт работы со студентами-пенсионерами в рамках трехмесячного курса по документальному театру в центре современной культуры «Факел» — там же, в Петербурге. Самой старшей участнице тогда было 78 лет, поэтому опасений, что желающих взяться за нелегкое актерское ремесло в преклонном возрасте не найдется, не возникало.
«Наши пенсионеры невероятно активные. Они без проблем заполняют Google-формы, регистрируются через Timepad и поучают нас, как надо заниматься интернет-маркетингом. Прежде чем пригласить людей на собеседование, мы проводим анкетирование онлайн, и я вам скажу, что самые грамотно, интересно и полноценно заполненные анкеты как раз у возрастных актеров,» — рассказывает художественный руководитель центра Татьяна Вайнштейн.
Обучение состоит из трех семестров. На каждом из них со студентами работают профессиональные педагоги по речи, творческому движению и актерскому мастерству. Кроме того, в программе есть три образовательных модуля, на которых студенты получат базовые знания в сжатом формате: в течение недели или 10 дней им придется заниматься по 8-13 часов в сутки. На один из таких модулей группа отправится в Москву в школу «Гоголь-центра» под руководством Кирилла Серебренникова. Курс о кино на базе Санкт-Петербургского университета кино и телевидения будет вести известный режиссер Карен Геворкян. Чтобы освоить такую интенсивную программу, необходимы не просто желание, но и большой запас энергии и выносливость. Татьяна Вайнштейн уверяет, что с этим проблем у возрастных студентов нет. Более того, они зачастую куда больше мотивированы и подкованы, чем более молодые сокурсники, ведь у них есть жизненный опыт, необходимый актеру для проживания роли. Если у пожилых учеников и возникают трудности, то в основном по части физических возможностей.
«Все, что касается физического театра, пластики, танца — тут есть некоторые сложности. Но надо сказать, что в последние годы и среди более молодых поступающих это самая главная проблема. Люди приходят со сколиозами, проблемами с суставами, то есть тут, как ни странно, особой разницы нет. Фундаментальная сложность возникает, когда ты вдруг понимаешь, что твои ученики в каких-то вопросах более подкованные. У нас была замечательная студентка, которая говорила мне: «Танечка, ты вот мне рассказываешь, а я живого Товстоногова видела». И что тут скажешь?» — смеется Татьяна Вайнштейн.
«Более открытых, легких, незашоренных людей я не встречала. Мне кажется, дело в том, что им просто к какому-то возрасту уже нет необходимости кого-то из себя изображать, кем они не являются. Им не нужно доказывать, что они более красивые, успешные, сексуальные. Они такие, какие они есть. Они делают это только для себя, а не для мамы, папы, мужа,» – добавляет художественный руководитель.
Приходя на курсы для себя, после выпуска возрастные актеры продолжают заниматься любимым делом вполне профессионально. Кто-то снимается в эпизодах, кто-то участвует в театральных постановках и пишет сценарии, а кто-то продолжает обучение — осваивает профессию художника по свету или театрального юриста. В качестве утешительного приза все участники второго тура конкурса получили возможность бесплатно пройти любой курс в центре «Легкие люди», ведь 60 лет — это только начало.
Последние обсуждения