Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения Велимира Хлебникова — самого яркого поэта русского авангарда, одного из основоположников футуризма, создателя нового поэтического языка. Странный, одинокий, бедный скиталец. Говорят, он был похож на длинноногую большую птицу. При жизни вызывал и недоумение, и восторг. Современники называли его «мировым поэтом нынешнего века». Он умер почти век назад, но о нём до сих пор спорят. В Еврейском музее и центре толерантности открылась международная научная конференция «Хлебников в степени N».
Организатор конференции – Музей Маяковского, где уже несколько лет подряд ведут научные исследования русского авангарда. Героями прежних обсуждений были — Кручёных, Маяковский, Мейерхольд. Теперь – «Хлебников в степени N».
«Мы подготовили уникальный медиапроект «Ищу я верников в себя», где известные люди, художники, поэты, исследователи творчества Хлебникова рассказывали о своем восприятии Хлебникова. И этот проект с сегодняшнего дня появляется в Интернете», — отметил директор Музея В. В. Маяковского Алексей Лобов.
Более 50 докладов подготовлено учеными разных стран. Александр Парнис изучает Хлебникова больше 50 лет, определил точное место рождения поэта: это не Астрахань, а калмыцкое село Малые Дербеты. На конференции презентует книгу.
«Там впервые напечатаны лучшие воспоминания о Хлебникове, написанные его мамой – Екатериной Николаевной Хлебниковой. Они были написаны еще в 20-х годах. И кто лучше Хлебникова знал, чем его мать», — убежден литературовед Александр Парнис.
Своими новыми исследованиями поделится Дом-музей Хлебникова в Астрахани. Он открылся в 1985 году, в год столетия поэта.
«Научная работа музея не ограничивается только краеведческой. Публикации сотрудников музея – в Бразилии, в Сан-Паоло, в Лионе, в Италии. Не так давно, в 2013 году, музей выиграл грант «Меняющийся музей в меняющемся мире»», — рассказывает заведующий Астраханским Домом-музеем Хлебникова Александр Мамаев.
Исследователь и эксперт живописи русского авангарда Андрей Сарабьянов подтверждает: Хлебников – явление мирового масштаба, еще до конца не понятое и не изученное.
«Это человек необыкновенный, оригинальный. Русский авангард – это эпоха и в живописи, и в архитектуре, и в литературе. Это эпоха таких вот людей, каких-то крупных личностей. Людей, которые не всегда понятны. Их деятельность видна нам, но не всегда суть мы улавливаем. Очень важно исследовать это все», — говорит искусствовед Андрей Сарабьянов.
10 ноября в «Домике Чехова» откроется выставка «Мир и остальное», а 11-го — конференция продолжится в Московском музее современного искусства.
Последние обсуждения