Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Зиновия Гердта. Для многих поколений он был воплощением чести и достоинства, мудрости и остроумия. Жизненный путь Гердта был непростым — он прошел войну, получил тяжелое ранение, но мечту стать актером не оставлял никогда. Его творческим домом стал кукольный театр. А кино принесло славу и любовь миллионов зрителей.
Прежде самого Гердта стал знаменит голос Гердта. Обаятельный конферансье Апломбов – необыкновенный голос «Необыкновенного концерта» – многолетняя визитная карточка Tеатра Образцова.
«Зиновий Ефимович поднимал куклу, и на лице его не было ничего. А конферансье было все. Если смотреть на Зиновия Ефимовича, кажется, ничего. Как он все это посылал сюда, и там жил великолепный герой – это совершенно уникально», — отмечает режиссер, заслуженнная артистка России Екатерина Образцова.
За ширмой, почти 40 лет, Гердт прятал свою хромоту, полученную после ранения. Ее он стеснялся. Одна нога короче другой на восемь сантиметров. Когда же появился на экране, зрители думали, что хромают герои Гердта – органично, по роли.
Гердта называли королем эпизода – с них и началась его жизнь в кино. На эпизоды он был приглашен и в фильмы «Фокусник» и «Золотой теленок». Но и там, и там счастливый случай – режиссеры разглядели в Гердте большее. Так актер сыграл первые в своей жизни мощные кинороли – фокусника Кукушкина и жулика Паниковского, после которых проснулся действительно знаменитым.
С Гердтом любили работать. Режиссеры – потому, что он становился соавтором любой своей роли. Актеры – за удивительное партнерство, доброе отношение. Евгений Миронов вспоминает, как вместе снимались в «Ревизоре» Сергея Газарова. Гердт играл Хлопова. Миронов, вчерашний студент, Хлестакова. Партнеры – маститые артисты, перед которыми Миронов тогда пасовал. Попросил режиссера разрешения читать монолог на камеру, чтобы никто не слышал.
«И вдруг я увидел, что идет Зиновий Гердт и подумал: этот человек не может меня не поддержать. И попросил его, чтобы этот монолог Хлестакова я читал ему. Мы снимали долго, потому что это был большой монолог, а все великие артисты, будучи в огромном павильоне, где очень жарко, а у них у всех наклеены бороды, усы, плавились все, парики плавились, никто не понимал, что происходит. Выходил Гердт, и они говорили: «Ну как?» И он отвечал: «Гений! Миронов гений!» И опять заходил», — вспоминает народный артист России Евгений Миронов.
Гердт сам был знаменитым рассказчиком анекдотов и жизненных историй. Но часто, когда поклонники ждали, что он будет шутить, он читал им стихи Пушкина и Пастернака.
За кадром были у Гердта и другие увлечения – писал сценарии, участвовал в документальных проектах, вел телепередачи. И, кстати, никогда не забывал своей первой профессии. В молодости учился на токаря.
«Он приходил в свободное время, закуривал сигарету, заходил в комнатку, где работал токарь, и говорил: «Витя, дай-ка я поработаю». Вставлял заготовки в токарный станок, делал насечки. Когда все это выходило из станка, выключал, патрон развинчивал, и держал это в руках. Все говорили: «Зяма, ты это сам сделал?». Он: «Ну а кто же? Я, конечно». Это сойти с ума!», — рассказывает народный артист России Роберт Ляпидевский.
Гердт работал до последнего, снимался в кино. Ушел, когда ему было 80, вскоре после юбилея. Всегда гордился, что ласково – Зямой – его называют не только друзья, но и зрители.
Последние обсуждения