23 июля исполнилось 85 лет со дня рождения Семёна Арановича. Автор трёх десятков картин, обладатель Государственной премии СССР, «Серебряного медведя» Берлинале «за выдающиеся достижения в области киноискусства», он работал и в художественном, и в неигровом кино, но именно документалистику называл «своей судьбой».
Молодые Доронина, Стржельчик, Юрский, Лавров, Зинаида Шарко спорит с режиссером Товстоноговым. Ефим Копелян поворачивает назад при виде кошки, хоть и не черной. Закулисье Большого драматического театра – уникальные кадры рождения спектакля «Три сестры».
Виктор Лисакович, режиссер, режиссёр, народный артист России: «Сегодня премьера — это театр Товстоногова. Там блестящий репортаж, блестящее наблюдение. Это интерес режиссера к этим людям. И он свой интерес переплавляет в исторический материал — сегодня это уже история».
Аранович стремился, чтобы документальное кино развивалось по тем же законам, что игровое: чтобы картина была увлекательной, захватывающей, сюжет, действие, герой, образ, а не просто фиксация факта. Виктор Лисакович, режиссер, режиссёр, народный артист России: «Он был первым, который сломал, по сути, стереотип, и можно стало пригласить актера на помощь в документальном кино».
Семен Аранович вошел в документальное кино в 60-е годы, время оттепели. Его главный интерес — человек крупным планом. Новый взгляд на роль личности в истории. Многие свои картины Семен Аранович снял по сценариям Бориса Добродеева – вместе они размышляли о судьбах Красина, Коллонтай, Шостаковича, Горького, Андреевой.
«Горький. Последние годы» — фильм, который увидел свет более 20 лет спустя. Похороны Анны Ахматовой. Люди по пояс в снегу. Желающих проститься не счесть. Мы никогда не увидели бы, как это было, если бы Семен Аранович не решил, что будет снимать похороны поэта. За этот поступок его разжаловали в ассистенты – потратил государственную пленку на съемки частного лица». Сегодня эти кадры – бесценный документ.
Виктор Лисакович, режиссёр, народный артист России: «Это было счастливое время, когда создавалось это документальное кино по-настоящему. Искали к нему новые подходы, новое слово. И он в этом сделал очень многое. В истории документального кино Семен Аранович не забыт и не будет забыт».
Последние обсуждения