Гия Канчели: «Живу своей музыкой и счастлив»

Гия Канчели: «Живу своей музыкой и счастлив»

«Живу своей музыкой и счастлив», – говорит композитор Гия Канчели, и так – 80 лет. Поздравления принимаются сегодня, можно под саундтрек из «Мимино» или другой, столь же культовой в своём роде ленты – «Кин-дза-дза». Канчели – автор музыки более чем к шести десяткам кинолент, но это лишь часть его работы. Прежде всего – это один из лидеров европейского академического авангарда.

Для постсоветской широкой публики Гия Канчели – автор музыки к спектаклям и фильмам. Знаменитые постановки с Робертом Стуруа – «Кавказский меловой круг», «Двенадцатая ночь», «В ожидании Годо», «Ромео и Джульетта». Музыка к пятидесяти кинолентам, семь из которых – к картинам Георгия Данелии. Друзья до сих пор с упоением вспоминают работу над антиутопией «Кин-дза-дза».

«Я прошу Канчели написать примитивную, противную музыку. А у него не получается. Он приносит то грустную, то лиричную. У меня была задача, как бритвой по стеклу. И на скрипке сыграл я, а я совсем не умею», – вспоминает режиссер Георгий Данелия.

«В один день он пришел на запись и принес старый заржавленный замок вместе с ключом, и когда поворачивал, дикий скрежет был. И ему это нравилось, он на мою музыку накладывал скрежет. Это хорошо подошло», – вспоминает композитор Гия Канчели.

С 1991 года Гия Канчели жил в Берлине, позже переехал в Антверпен, где и сейчас живет и работает. Для европейцев он – автор крупных симфонических произведений. Это очень специфическая, авангардная музыка с особыми, только Гии Канчели присущими эффектами.

«Она слушается лучше, чем музыка выдающихся авангардистов, потому что вся направлена на такую же аудиторию, как в кино. У него чувство, как если бы человек к нему пришел, это такое кавказское гостеприимство. Эта музыка для него: для того, кто вошел в кинозал или в зал консерватории, – все равно, это музыка для него», – объясняет композитор Владимир Дашкевич.

Канчели называют аскетом с темпераментом максималиста и великим гуманистом. В его симфонической поэме «Стикс», так же как в опере «Музыка для живых» – не столько страхи перед оружием, войнами, концом света, сколько ощущение трепетности и ранимости человеческой жизни, желание ее защитить.

«Посмотришь ноты – ничего вроде в них особенного нет. А послушаешь, и это прекрасно. Это высшая ступень мастерства духовного, духовной струны, которая позволяет прорваться через пространства, времена к душам музыкантов и слушателей», – говорит композитор Эдуард Артемьев.

В канун юбилея Гия Канчели – в ожидании премьеры. 16 октября в Брюсселе прозвучит его новое сочинение с названием на несуществующем шумерском языке «Ну-му-зу». Это означает – «Я не знаю». Всемирно признанный композитор в свои 80, будто Сократ, признается: «Я знаю, что ничего не знаю».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>