Добро пожаловать, или детскому кино вход запрещен?

Добро пожаловать, или детскому кино вход запрещен?

В конкурсе «Дубль дв@» — «Частное пионерское-2», второй фильм из предполагаемой трилогии, которую надеется завершить режиссер Александр Карпиловский.
Это редчайший в наши дни образец семейного кино, адресованного в первую очередь подросткам. Тому самому поколению, о котором постоянно кричат, что мы его теряем, что погублена система воспитания в лучших традициях, что больше нет детского кино и детского телевидения. И при этом судьба первых двух фильмов трилогии Карпиловского — лучшее доказательство тому, что эти слезы — крокодиловы, что на самом деле детское кино у нас никому не нужно. Кроме детей.

По идее, энтузиастов, продолжателей дела Ролана Быкова у нас теперь так мало, что они должны быть на вес золота. Но и они, как выясняется, никому не нужны. Фильм «Частное пионерское-1» был сделан по рассказам Михаила Сеславинского и получился более чем успешным. Он стал лауреатом восьми десятков (!) фестивалей, и зрители нашего «Дубль дв@» отдали ему свои голоса, присудив Приз зрительских симпатий. Но в прокате картину показывали на одном-двух мертвых сеансах без рекламы, и ни один из главных телеканалов ее не взял. Потому что все главные каналы давно разрушили когда-то отлично налаженную систему детских телепрограмм — и кино о подростках стало для них «неформатным». Между тем эта веселая, зрелищная, романтико-приключенческая семейная картина при нормальном подходе могла бы стать хитом экранов. Как в свое время фильмы Ролана Быкова, Элема Климова, Александра Митты…

Когда в столичном Доме кино смотрели премьеру второго фильма «Частное пионерское-2», восторгам не было конца. Битком набитый зал смеялся и утирал слезы — от того, что называют «положительными эмоциями». У людей счастливые глаза: они отвыкли от этого витамина, он теперь в дефиците. Но на том путь картины к зрителям и оборвался.

Напомню, что первый фильм переносил нас в более не существующую страну СССР с его красногалстучными отрядами розовощеких пионеров, активно собиравших металлолом и распекавших друг друга на собраниях. У двух друзей — шестиклассников Мишки и Димки пропала любимая собака, и оба были вынуждены стать детективами и идти по ее следам. В новой картине герои подросли, теперь они в летнем приморском лагере, где переживают то, что бывает только однажды, — первую любовь.

Если говорить о предполагаемой трилогии в целом, то режиссер Карпиловский в союзе с продюсером Владимиром Есиновым задумали беспрецедентное: впервые в нашем игровом кино герои растут вместе с юными актерами, переходя из серии в серию. В третьей части герои должны уже окончить школу и отправиться в Москву — поступать в институт. И если вторая часть, как вы убедитесь, снята в традициях фильмов «Добро пожаловать…» и «Сто дней после детства», то третья должна напомнить о другой классике — «Я шагаю по Москве». Такая задумана франшиза для детей — смешная, добрая, чуть ностальгирующая по сияющему миру, в котором живешь раз в жизни и который уходит вместе с детством.

С этими фильмами на экран явились 12-летние, а ко второму фильму уже 15-летние актеры Анфиса Вистингаузен, Семен Трескунов и Егор Клинаев. У каждого за плечами было от 10 до 27 фильмов — люди опытные. В «ЧП-2» им нужно играть не только первый в жизни любовный треугольник, но и Ромео с Джульеттой: в лагере ставят спектакль по Шекспиру для почетных гостей к очередной дате. Эти фильмы открывают нам сразу несколько замечательных талантов, включая и режиссера Александра Карпиловского, который обещает стать еще одним рыцарем российского детского кино. Кино позитивного, заряженного молодой энергией, с ясной системой моральных ценностей, и при этом — яркого, увлекательного, умного, современного. Это кино не признает пропасти между нынешней Россией и СССР: пусть разные системы, но страна — одна.

У ностальгии есть преимущество: она умеет находить даже в трагическом прошлом качества, которые следовало бы сберечь. Это полезно для развития страны — ностальгия сопротивляется деградации. У Карпиловского, с его талантом созидать свои киномиры, есть все возможности фантазировать в более коммерчески эффективных жанрах и там зашибать хорошие гонорары — но он занят семейным кино, потому что оно ему интересно. Ему в радость работать с юными талантами. Он им доверяет — они доверяют ему. «Я с ними до съемок поговорил откровенно. Они мне рассказали о своей первой любви — я с ними тоже поделился своими переживаниями в их возрасте. Потому что — иначе как?», — делится он опытом создания ослепительно чистой любовной истории в своем фильме. Он — умеет. Знает — как говорить с юной аудиторией на ее языке. Редкий талант, и в старом советском кино его бы холили и пестовали. Но мы почему-то любим брать из прошлого только худшее…

Два года назад режиссер Александр Митта в открытом письме, опубликованном в прессе, напоминал, что формально у нас принята государственная программа поддержки отечественного кино для детей, но она не работает, фильмы его ученика Александра Карпиловского так и не могут пробиться в кинотеатры, надежды увидеть их на главных телеканалах не сбылись. Более того, несмотря на огромный фестивальный успех первых двух картин третья уже не получила финансовой поддержки министерства культуры. Хотя более успешных детских фильмов в постсоветской России еще не снимали.

Итак, зовите к экранам детей, смотрите вместе, вместе смейтесь, оценивайте и пишите рецензии. Детскому кино нужна ваша поддержка.

Александр Карпиловский по первой профессии врач — окончил 2-й Московский медицинский институт, работал травматологом.

Затем учился в РАТИ (ГИТИС) актерскому мастерству. И наконец, окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, мастерскую Александра Митты.

В качестве актера снимался в фильмах «Елки 1914», «Как выйти замуж за миллионера», «Кухня», «Ликвидация», «Гибель империи», «Честь имею» и других.

Среди поставленных им фильмов «Снежный ангел», «Изучая Лессинга», «Храни меня, дождь», «Подарок судьбы», входил в режиссерскую группу фильма «Елки-3».

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>