Экономические изменения последних месяцев коснулись и книжной индустрии. О том, как в отрасли справляются с санкциями и востребована ли вообще литература в этом году, РИА Новости рассказали представители отечественных издательств.
Дефицит материалов
Первое, с чем столкнулись российские книгоделы на фоне введения санкций, — дефицит бумаги и расходников, повышение цен на типографские услуги и, как следствие, рост себестоимости продукта.
«Из типографий исчезает дизайнерская бумага, которую у нас не производят, — объясняет генеральный директор издательского дома «Городец» Анастасия Смурова. — В некоторых случаях мы уже были вынуждены заменить материалы — пока без потери качества».
Недостаток мелованной бумаги и типографских красок создает проблемы для издания детских и других иллюстрированных книг, добавляет выпускающий редактор серии «НордБук» Елена Дорофеева.
«Мы стараемся не снижать высокого качества наших изданий, к которому привыкли читатели, — говорит Дорофеева. — Но от каких-то красивых деталей приходится отказываться — от золотого напыления, например».
Издатели тем не менее стараются сдерживать рост стоимости книг.
«Но, несмотря на все усилия, книжная продукция подорожала на 20-25 процентов, — отмечает Олег Новиков, президент издательской группы «Эксмо-АСТ». — Это главная критическая точка — важно, чтобы книги оставались доступными для россиян».
Чтобы выйти из кризиса, представители отрасли экстренно переходят на отечественную полиграфическую базу.
«Среди решений, которые сегодня стоят перед книжной индустрией, — инвестиции в полиграфический сектор, — поясняет Новиков. — Это позволит частично решить вопрос дефицита полиграфических мощностей».
Стали ли меньше читать?
Нестабильность экономической ситуации приводит к тому, что интерес к культуре и литературе вообще снижается.
«В 2020 году читали 66,6 процента россиян, в 2021-м количество снизилось до 58,6 процента, — рассказывает Новиков. — Итоги этого года, судя по всему, подтвердят тренд».
Анастасия Смурова отмечает, что резкое падение спроса наблюдалось в феврале 2022 года, но уже в апреле показатели выровнялись. Некоторые издательства вообще не столкнулись с серьезным оттоком покупателей.
«Мы специализируемся на детской и классической литературе, — говорит генеральный директор издательского дома «Нигма» Светлана Иванова. — По результатам продаж мы видим, что спрос не падает. Он такой же устойчивый, как и всегда, потому что детям всегда будут нужны хорошие книги — в первую очередь бумажные».
По словам Олега Новикова, одна из самых активных читающих групп — молодежь до 26 лет.
«Молодые люди предпочитают читать бумажные книги — в топе продаж манга, графические романы, young adult литература, — перечисляет эксперт. — Эта статистика внушает оптимизм — именно молодая аудитория определяет будущее книжного рынка, и привычка читать книги позволяет говорить о том, что оно будет светлым».
Тяга к истории
Сегодня в России в тренде все русское и аутентичное, в обществе растут патриотические настроения. Однако, по словам издателей, большого любопытства в отношении военно-исторической литературы не наблюдается.
«Нарочито патриотических по содержанию книг у нас нет, — поясняет Смурова. — Это не критерий отбора, главным критерием для нас было и остается высокое качество материала. В прозе в этом году так же, как и до февральских событий, в топе Александр Пелевин, Кирилл Рябов, Олег Стрижак».
Последние обсуждения