В пятницу, 25 декабря, в Доме И.С. Остроухова открывается выставка «Я скажу тебе с последней прямотой…», посвященная 125-летию Осипа Мандельштама, которое отмечается 15 января. Музей неспроста представляет экспозицию в конце года: во-первых, это старт празднований, мероприятий запланировано много, во-вторых, 27 декабря 1938 года поэта не стало.
Кураторы поясняют: выставка не реконструирует биографию Мандельштама в целом и не посвящена определенному отрезку из его жизни. Основной задачей было продемонстрировать то, что до этого никогда еще не экспонировалось, яркими мазками показать важные этапы творчества поэта. Это своеобразный итог многолетней работы по изучению его творчества и биографии. Представитель Мандельштамовского общества Павел Нерлер и директор ГЛМ Дмитрий Бак в один голос говорят: эта выставка — ступень к музею поэта. Ведь он как при жизни был «бездомным» — постоянно переезжал, так и сегодня им остается: музея Мандельштама в России нет. Но есть надежда, что именно в юбилейный год в здании Литературного музея на Зубовском бульваре, которое должно распахнуть двери в 2016 году, поэт обретет «свой музейный приют» — там откроется постоянная экспозиция, посвященная ему. Говоря об увековечивании памяти поэта, Павел Нерлер заметил, что, возможно, сквер в Москве рядом с памятником Осипу Эмильевичу станет называться его именем.
В этом смысле как-то по-особому смотрится представленная на сегодняшней выставке переписка создателя Литературного музея Владимира Бонч-Бруевича и Осипа Мандельштама о приобретении архива поэта. В те годы они просто не сошлись в цене — Бонч-Бруевич не заплатил Мандельштаму желаемых денег.
Выставка в Трубниках продлится до 27 марта. Здесь можно увидеть уникальные документы. В первом же зале нас встречает портрет Мандельштама работы Анны Зельмановой, который он сам очень любил. Правда, увы, это всего лишь копия — подлинник был утерян еще при жизни поэта. Здесь же хроника жизни Мандельштама, его семьи и ближайшего окружения с 1910-х годов до октябрьского переворота. Наиболее интересный документ в этом разделе — копия письма Мандельштама к матери, написанного на обратной стороне фотографии, сделанной на похоронах Ришара де ла Вернь, архиепископа Парижского: «19 1/3 08 Дорогая мамочка! Посылаю тебе свою физиогномию, которая совершенно случайно запечатлелась на этом снимке. Можно сказать, что я обернулся нарочно, для того чтобы послать вам свой привет!.. Ося».
Здесь же — первое издание на деньги родителей книги стихов «Камень», ее передал глава Роспечати, известный библиофил Михаил Сеславинский. Для выставки он предоставил немало вещей из своего личного собрания. Кстати, об этом издании, рассказывает один из кураторов выставки Анна Рудник, существует байка: когда Мандельштам пришел забирать тираж, типографщик сказал ему: вас ждет большое будущее. Любопытный и забавный шарж «Три поэта», где изображены Осип Мандельштам в панамке, пристально всматривающийся вдаль Владислав Ходасевич и, словно гора, Максимилиан Волошин на фоне синего-синего моря и неба в Коктебеле, также впервые представлен публике.
Два уникальных автографа заслуживают особого внимания. Один — двойной автограф со стихами «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» и «Мы с тобой на кухне посидим», где правка внесена как самим автором, так и его женой — Надеждой Яковлевной Мандельштам. Второй — «прорывной текст на века, где видна мысль», так характеризует Рудник автограф стихотворения Солдат N 3 (Неизвестный солдат), сделанный Надеждой Яковлевной с правкой автора. Поистине удивительная вещь. К слову сказать, своеобразная кульминация выставки — уникальный опыт мультимедийной реконструкции работы Мандельштама над рукописями, показывающей движение творческой мысли поэта. Любопытны здесь и стихи, набормотанные поэтом близким и записанные на блокнотных листах.
Третий зал посвящен последним годам жизни автора — от ареста 1934 года до смерти в концентрационном лагере в 1938 г. Здесь представлены схема организации формирования эшелона для перевозки заключенных по маршруту Москва — Владивосток, план обеспечения перевозки заключенных по наряду ГУЛАГа, где есть любопытные цифры: 1500 человек, на них 70 матрацев, 2 матраца для собак, 60 одеял, 260 простыней, 90 кружек…
Заканчивается выставка экспозицией о посмертной судьбе творческого наследия и архива поэта и о роли Надежды Яковлевны Мандельштам в его сохранении.
В создании экспозиции приняли участие беспрецедентное количество музеев и архивов. Как говорят организаторы, на их запрос откликались абсолютно все: от Государственного архива литературы и искусства и Российской государственной библиотеки до Государственного архива Армении и архивов Принстонского и Гейдельбергского университетов.
Последние обсуждения