Про Александра Градского можно с уверенностью сказать: «легенда» — однако даже это слово все равно недостаточно отражает, что именно он значил для нашей культуры. Казалось, ему все время было тесно в любом жанре, но при этом он с одинаковой легкостью мог творить, невзирая на стили и направления. Музыка была его стихией, он ею жил, он ею дышал, он без нее не мог.
От природы наделенный фантастическими вокальными данными, он, конечно же, как и все молодые люди конца 60-х, увлекся рок-музыкой. И вскоре организовал одну из первых отечественных рок-групп — «Славяне».
А уже через год, в 1966-м, появились легендарные «Скоморохи», о которых говорили с придыханием: «Там поет такой парень, он может спеть все — от Пресли до Led Zeppelin». Этим самым парнем был Градский, который не только пел и играл, но и сочинял музыку (даже написал рок-оперу «Муха-цокотуха» по мотивам сказки Чуковского).
В историю вошел знаменитый концерт «Скоморохов», на который пришло столько зрителей, что ДК, где играла группа, не смог вместить всех. Движение на улице из-за собравшейся толпы было перекрыто, случился даже инцидент с милицией, который удалось замять.
Но быть самодеятельным музыкантом Александр Градский не хотел: он поступил на вокальный факультет в знаменитую «Гнесинку» (а затем — и в консерваторию, где учился композиции у Тихона Хренникова). Рок-музыка в его сознании отлично уживалась и с классикой, и с разнообразными стилистическими экспериментами.
Музыкальный кругозор и авторская виртуозность Градского позволили режиссеру Андрею Кончаловскому выбрать именно его композитором для «Романса о влюбленных».
Александр Градский не только сочинил всю музыку к фильму, но и сам исполнил вокальные партии — а пластинка с песнями (слова «саундтрек» тогда отечественный зритель не знал) стала всенародным хитом. О Градском написал даже журнал Billboard, присвоивший ему звание «Звезды года» (этим фактом музыкант чрезвычайно гордился).
Он первым из рокеров вышел на эстраду — песня Александры Пахмутовой «Как молоды мы были» надолго стала его «визитной карточкой», без нее не обходился практически ни один концерт.
Злые языки обвиняли Александра Градского в конъюнктуре, но он к любой критике и слухам всегда относился с откровенным презрением, не обращая внимания на то, что о нем говорят. А если кто-то осмеливался отпустить в отношении него прямую колкость, то мог получить весьма желчный и саркастичный ответ.
Он первым в стране начал работать в жанре большой рок-оперы. И сотрудничать с ним мечтали как товарищи по цеху, так и титулованные поп-музыканты — и даже драматические артисты. Когда смотришь на состав исполнителей «Стадиона» или «Мастера и Маргариты» (над которой Градский работал почти 30 лет), поражаешься: в студии с ним и Иосиф Кобзон, и Алла Пугачева, и Андрей Миронов, и Михаил Боярский, и Николай Фоменко. Сам Александр Борисович, конечно, главные партии отводил себе, а когда журналисты спрашивали почему, то без ложной скромности утверждал: «К сожалению, спеть это могу только я».
Спеть он, казалось, мог все — вышел даже на сцену Большого театра в «Золотом петушке» Римского-Корсакова, исполнив в конце 80-х партию Звездочета, причем в традиционном рокерском образе — белой рубашке и джинсах. Эксперимент дирижера Светланова был весьма смелым, но, увы, кратковременным, Звездочета заменили после нескольких показов — партия и правительство были не готовы к таким экспериментам в классическом театре.
Он работал по всему миру — записывался в США и Японии, сочинял музыкальные программы и даже балеты, продолжал сотрудничество с киношниками. Одним из ярких примеров стали песни к фильму «Узник замка Иф» — отечественной экранизации «Графа Монте-Кристо», где Градский продемонстрировал свое умение писать вещи с яркой остросоциальной направленностью.
Чуть позднее он даже сделает альбом своих авторских, практически бардовских композиций под названием «Неформат» — ни одна из этих песен и сегодня не утратила своей актуальности.
Для молодого поколения Александр Градский представляется грандом, мастером из «Голоса». Войдя в первый состав наставников телешоу, он стал одним из лиц проекта. Тщательно отбирал участников в свою команду, предъявлял к конкурсантам повышенные требования, настаивал на запредельном уровне сосредоточения и самоотдачи.
Ну а «голоса», которые ему приглянулись, он с радостью продолжал опекать, предоставляя им площадку «Градский холл» для выступлений.
О собственном театре он мечтал давно, и когда у него наконец-то появилось здание, был готов показать себя и с еще одной стороны — продюсерской. На новой концертной площадке выступали как прославленные звезды, так и молодые музыканты, собирались оригинальные программы. Градский создавал собственные певческие шоу и даже предоставлял подмостки для любительских коллективов, которые пробовали свои силы в жанре столь ценимых им рок-опер. Фактически он запускал в Москве собственную музыкальную лабораторию, свою давнюю мечту, надежду на поиск новых талантов — учеников, преемников.
Его возвращение в юбилейный сезон «Голоса» было обставлено с настоящим триумфом. Легендарная четверка наставников — Александр Градский, Пелагея, Леонид Агутин и Дима Билан — снова заняла место в красных креслах. И опять началась борьба за попадание в команду Градского, где был гарантирован нескончаемый труд, но вместе с тем — и ошеломительный результат. Да и сам он продолжал работу буквально до последнего дня: репетиции, съемки, планы новых проектов…
И сегодня, с его уходом, когда понимаешь, что незаменимые — есть, что такого голоса и таланта, увы, уже не будет, поневоле начинаешь переслушивать песни. И находишь в них практически прямое послание, фактически — предостережение и утешение:
Не надо, наверно, отчаиваться,
Не надо отчаиваться.
И, огорчившись, печалиться,
Что где-то и в чем-то проспал.
А вдруг — потом что-то случается?
И все продолжается?
Куда-то туда продолжается?
Тем будешь, кем прежде не стал…
Последние обсуждения