На этих выставках Бартенев через 20 лет после появления на арт-горизонте предстает перед публикой не веселящим ее клоуном-фриком. Он уже много лет художник с международной репутацией: читает лекции, участвует в проектах знаменитых арт-центров вроде Фонда де Кунинга и NAC, воспитывает учеников. Сегодня, отмечая 50-летие, он видится важным для своего времени художником с фантазией и нелинейным взглядом на мир.
Помещения ММСИ на Гоголевском сейчас все отданы Бартеневу (ретроспективе «Скажи: я тебя люблю!») и его ученикам («Андрей Бартенев. Фабрика»). Готовить выставку, курируемую Ольгой Свибловой и Василием Церетели, начали с работ 90-х, и друзья и ученики художника все лето собирали и реставрировали проекты и объекты.
Например, «Ботанический балет» 92-го года, растущий из воспоминаний о норильском детстве с его контрастом черной ночи и белого снега. Сейчас это просто развешанные по залу — куклы? скульптуры? — фигуры и костюмы из папье-маше. С длинными «шеями» платьев, гроздьями неизвестных фруктов в качестве рукавов etc, которые во время перфомансов в английском Royal Festival Hall надевали на себя Андрей со сподвижниками. А вот названия костюмов: «Северная подводная лодка», «Восьминогая собака для быстрой езды», «Девушка-пурга»…
Абсолютными арт-объектами, нимало сегодня не шокирующими, а лишь удивляющими тем, как они выглядят и звучат (инсталляции тут поют тенорами и скрипят вентиляторами), выглядят костюмы для Морозко, Герды-Чебурашки и Сосульки в серии «Снежная королева», прогремевшей некогда в Третьяковке. Аляповатые, сделанные в 90-х из упаковок соков, стиральных порошков, «киндеров» — Бартенев клеил это вручную и так создал еще и памятник эпохе и нашим иллюзиям: новое время дало новые товары, но забрало наивные ожидания.
Продуманность за кажущейся спонтанностью видна и в нынешних работах Андрея. В десятках своих произведений — а залов ММСИ хватило лишь на считаные проекты, остальное представлено в десятках видеопоказов (в галерее RuArts Андрей еще выставляет сейчас свои пастели, и в «Розе Азора» керамику) — он абсолютно внерамочен и свободен и в объектах и в графике и голографических скульптурах.
Бартеневым движет стремление одеть окружающее в свои авторские «одежды», придать обыденному праздничный вид, заставить его меняться. На смену костюмам из папье-маше для уличных шоу пришли видеопроекции. Вот новейшая «Облепиха» — металлическое растение с белоснежными лампочками-шарами, Connection lost, участвовавшая в Венецианском биеннале: постоишь в темноте в окружении сердец-орбит с голографическими надписями «Связь оборвалась» и вправду потеряешь связь с миром.
Образец слияния высоких технологий и чувств — инсталляция, давшая название проекту: «Скажи: я тебя люблю!» Это разлетевшиеся на дугах по длинному залу десятки динамиков: подойди к микрофону и признайся кому надо в любви, крикнув погромче: «Я тебя люблю!» Динамики подберут твоим словам музыку, нужное эхо и отзовутся ответным признанием.
Последние обсуждения