«Архитектор его величества». В Музее русского искусства проходит выставка, рассказывающая о судьбе и творчестве Афанасия Середина-Сабатина — зодчего, которого уже больше века почитают в Корее, но почти не знают на родине.
«Саль Пхаджон» – так по-корейски называли Афанасия Середина-Сабатина. Сведения о нем и сегодня скудны. Год учился в Академии художеств, где из-за конфликта не получил диплома, окончил мореходное училище и в 1880-м оказался в Шанхае. Откуда в числе 30 европейцев был приглашен на службу как «управляющий строительством» в Корею. И стал новатором для корейцев.
«У нас несущие стены, а у них каркас. У нас скатная крыша, а у них черепичная с большими выносами. В том, что у них не было кирпича, стекла, даже есть фотографии. Это страна соломенных и черепичных крыш! А он принес чертеж — совершенно европейское здание в стиле итальянской виллы, это Ренессанс», — заметила куратор выставки Светлана Левошко.
23-летний авантюрист, прибывший в Корею с 16-летней женой, он прожил в этой стране 20 лет, выполнил порядка двух десятков проектов. Самый известный – Ворота Независимости в Сеуле, возведенные на народные пожертвования (15-ти метровое сооружение — символ свободы корейского народа и визитная карточка города) и 5 объектов на территории императорского дворца. Господин Сабатин фактически стал придворным архитектором короля Коджона.
«Речь не идет о нем как о великом архитекторе, а речь идет о человеке, который смог установить дипломатические отношения с императором Кореи. Это дипломатия, которая привела к успеху. И которая осталась в веках», — отметил заместитель министра культуры России Олег Рыжков.
Среди построек для императора – павильон умиротворенного созерцания. Здесь Коджон принимал иностранных гостей, пил кофе и слушал музыку. Металлические решетки, водостоки – из западной традиции, отапливаемый пол, покатая крыша – из восточной. Считается, что это первое корейское кафе, откуда пошла мода на кофе. Еще одно здание, спроектированное для Коджона, — дворец проникающего света, где была королевская библиотека. Здесь в 1905 году подписывали договор о протекторате Японии над Кореей.
Фотовыставку о русском архитекторе планируют весной показать в Корее и подробнее узнать о его судьбе. Зодчий вернулся в Россию в 1904 году, затем недолго работал в Китае, умер в 61 год, место смерти — неизвестно. О его архитектурном наследии в России биографам возможно ещё предстоит узнать.
Последние обсуждения